12.11.2008
Разговоры о том, что в скором времени в республике абсолютно все детские сады станут автономными некоммерческими учреждениями, идут уже давно. Причем, как правило, от таких перемен ни работники детских садов, ни родители воспитанников детсадов не ожидают ничего хорошего. Как же на самом деле будут работать дошкольные учреждения в статусе автономного учреждения и как живут те, кто уже перешел "на новые рельсы", узнавал корреспондент "Номер один".
Дело добровольное

Как заявил корреспонденту "Номер один" исполняющий обязанности министра образования и науки Алдар Дамдинов, уже к 2012 году все дошкольные учреждения республики будут переведены в статус автономных учреждений:

— В настоящее время у каждого района есть свой индикатор по переводу детских садов в статус автономных учреждений. Разработана "Межмуниципальная программа развития системы дошкольных учреждений на период 2009—2012 гг.", первое чтение которой состоится 10 ноября. В рамках этой программы, в том числе, стоит задача по переходу в автономное учреждение. До 2012 года этот вопрос должен быть решен.

Впрочем, по словам Алдара Дамдинова, процесс перевода в автономный статус будет происходить исключительно на добровольной основе. По мнению министерства образования, работники детских садов за три года сами поймут, что новый статус для них будет лучше, чем нынешнее положение.

— Наша задача — в грамотном объяснении: чтобы люди увидели, какое положение сейчас и как это положение изменится при переходе в автономное учреждение. Для оперативного решения проблем и в целом для развития учреждения такой подход, как в автономных учреждениях, наиболее перспективен, — считает Алдар Дамдинов.

Кто будет платить?

Как говорят в Комитете по образованию городской администрации, слухи о том, что абсолютно за все в новых условиях будут платить родители, необоснованны.

— Стандартные образовательные услуги, установленные государством, как и прежде, будут оказываться бесплатно, за счет муниципального бюджета, — говорит Елена Бондаренко, заместитель председателя Комитета по образованию администрации Улан-Удэ, — оплачиваться будет только то, что сверх стандарта.

Таким образом, родители оплачивают лишь дополнительные услуги, кружки или секции. И если в каком-либо садике много дополнительных занятий, платить родителям придется действительно больше. Законом было не запрещено и в прежнем статусе обычных детских садов оказывать дополнительные платные услуги. Тогда чем отличаются прежние бюджетные муниципальные учреждения от новых, "автономных"?

— Если раньше садики получали средства по смете: определенное количество средств на зарплату, на "коммуналку" и другие статьи расходов, то автономному учреждению городской бюджет будет платить непосредственно за оказанные населению услуги в виде муниципального заказа, — объясняет Елена Бондаренко. — Садик, исходя их этой суммы, формирует свой бюджет учреждения, сам планирует свои траты.

Как отмечают в Комитете по образованию, в новых условиях у детских садов появляются более широкие возможности для привлечения дополнительных денег.

— Автономное учреждение может самостоятельно привлекать кредиты, какие-то дополнительные средства из благотворительных источников,— говорит Елена Бондаренко. — То есть, когда действуют рыночные механизмы, руководители учреждения начинают думать, каким образом можно привлечь дополнительные средства.

В результате преобразований увеличится не только самостоятельность учреждения, но и ответственность. Как заверяет Алдар Дамдинов, финансовый контроль над детскими садами будет многосторонним.

— Куда направить и как эффективно потратить заработанные средства, в автономных учреждениях решает не только директор, но и учредители, управляющий совет. Над расходами будет жесткий общественный контроль, должна быть прозрачность экономики и публичные отчеты о расходовании средств, — говорит Алдар Дамдинов.

В 2008 году реформируют 5 садиков

До конца года Комитет по образованию Улан-Удэ планирует преобразовать всего пять детских садов: больше желающих "преобразоваться" в городе не нашлось.

— Желающих, действительно, немного, люди боятся перемен, — признается Елена Николаевна. — Кто-то недопонимает суть преобразований, кто-то опасается большой ответственности, ведь весь финансовый, бухгалтерский учет нужно будет вести самостоятельно.

Прогимназия 108 стала первопроходцем в этом отношении. С 1 октября статус этого учреждения поменялся. Воспитателям, работающим в этом учреждении, и родителям детей, которые посещают этот детский сад, корреспондент "Номер один" задавал один и тот же вопрос: "Что изменилось с момента преобразования и как вы относитесь к этому?" Как оказалось, некоторые воспитатели особых перемен на себе еще не ощутили.

— Какие плюсы и минусы? Мы еще сами не поняли, все только начинается, — сказала корреспонденту "Номер один" воспитатель дошкольной группы Ирина Васильчук. — Как мы поняли, на зарплате это тоже никак не отразится, так что ни недостатков, ни особых преимуществ мы пока что не видим.

Другие сотрудники отмечают, что теперь требования к педагогам стали намного жестче.

— Больше требований к нам стало, — говорит Раиса Тугаринова. —- Причем как требований со стороны администрации, так и со стороны родителей. Теперь родители стали платить больше и при этом они почему-то уверены, что платят непосредственно нам, воспитателям. Якобы благодаря их деньгам мы станем больше получать, и потому претензий к нам предъявляют значительно больше.

Платить приходится больше

Родителей, а вернее, их кошельков, изменение статуса садика коснулось больше всего. Теперь занятия по хореографии, плаванию или у-шу они оплачивают дополнительно к расходам на питание и прочим расходам.

— Расходы увеличились в два раза, — рассказала нашему корреспонденту мама одного из детей, посещающих 108-ю прогимназию, — а разговоры о том, что я могу отказаться от платных услуг, если захочу, пустые. Даже если я откажусь от них, то представьте, как будет чувствовать себя ребенок, если будет видеть, что остальные дети занимаются, например, плаванием, а он будет, как изгой, сидеть. Пришлось раскошелиться и смириться.

В другом детском учреждении, школе-саду 89, в преддверии перевода в новый статус уведомили родителей о повышении платы за содержание детей в некоторых группах до 3600 рублей в месяц. По словам родителя воспитанника сада Доржимы Данбаевой, такое заявление прозвучало на недавнем родительском собрании.

— Раньше мы платили 800 рублей за питание, 150 на хознужды и еще 360 за уроки в школе искусств. У нас плата станет в три раза больше, чем раньше. Если мы перейдем на новую систему, то придется искать какую-нибудь альтернативу — переводить ребенка в другое учебное заведение, — говорит Доржима Данбаева.

Это учреждение не совсем обычное, здесь дети могут находиться круглосуточно. Родителям с напряженным графиком работы это очень удобно. Однако для самого детского сада это экономически накладно. Руководство садика пришло к выводу, что круглосуточное пребывание ребенка в садике нужно переводить на платную основу.

— Если собрать все ставки работников, которые работают в нашей школе, и разделить поровну на весь бюджет, никого не сокращая, то выходит, что каждый работник будет получать по пять тысяч, — объясняет директор школы-сада Лилия Цыренова. — Естественно, что педагоги не согласны на это. Поэтому у нас только такой выход: воспитателей групп продленного дня и ночных нянь мы выводим из штатного расписания, и эти услуги становятся платными.

Люди не готовы

По словам некоторых родителей детей из садиков 89 и 108, отказаться от дополнительных платных услуг не так-то просто. С их точки зрения, на родителей оказывается серьезное моральное давление. Дополнительные услуги буквально навязываются. Однако по этому поводу в министерстве образования уверяют: родители вправе оплачивать или не оплачивать допуслуги на добровольной основе.

— Никто никого обязывать не должен! — говорит исполняющий обязанности министра образования и науки Алдар Дамдинов. — Но у нас все утрированно воспринимается, люди понимают это как обязанность, боятся испортить отношения с директором. На самом деле принцип добровольности должен соблюдаться.

Цели перевода детских садов в автономные некоммерческие организации благие: развивать дополнительные услуги, использовать дополнительные финансовые вливания в развитие учреждения и, самое главное, создать конкуренцию и повысить качество оказываемых услуг. И хотя звучит это все очень красиво, на деле оказывается, что не все родители детсадовцев, на которых и возлагается все бремя финансовых затрат, к таким переменам готовы.

^