19.05.2004
Улан-Удэ посетил немецкий Театр ам Фаден. Пожилые супруги из города Штутгарта представили юным зрителям марионеточный спектакль "Ясноглазый пастух". Практически домашний мини-театр, состоящий лишь из двух артистов с этим спектаклем, объехал полмира и в Санкт-Петербурге участвовал в международном театральном фестивале, где получили первый приз. Всех своих кукол супруги Карл Реттенбахер и Хельга Бреме делают своими руками, полностью сохраняя традиции традиционного готического театра Западной Европы. В Бурятию Карл и Хельга приехали в гости к театру "Ульгэр".
— Мы никогда не стремились быть модными и ультрасовременными, намеренно не использовали никаких современных пластиковых материалов и искусственных форм, у нас все только подлинное и натуральное, — объясняет Хельга Бреме, — может быть, поэтому с самого момента основания в 1972-м году театр постоянно терпит финансовые трудности. Зато у нас всегда были преданные зрители, которые своими пожертвованиями помогают нам.
Так, абсолютно без государственной поддержки театр пилигримов с куклами на нитках побывал в Сибири, Грузии, Чехии, Македонии, Словении и даже в Индии.
— Это совсем не сложно, — говорит Карл, — многие считают невозможным доехать до соседнего города, а мы, практически без денег, не раз проезжали полсвета. Однажды дали 25 концертов в Бомбее и Калькутте, остановившись в доме Матери Терезы. Сегодня мы в Улан-Удэ, и здесь зрители такие же, как и там. Мы стараемся донести до всех одни и те же вечные ценности, пока мы можем держать своих кукол в руках, будем устраивать для людей сказки.
Деревянные пастухи, принцессы и короли рассказывают зрителям истории о вечных ценностях — добре и зле, предательстве и любви. Немецкие артисты, изготавливая кукол самостоятельно, вкладывают в каждую из них именно тот характер, который они задумали при постановке сцены. Пожилой Карл уверяет, что именно кукольный театр дает уникальный и ничем не повторимый результат.
Артист обычного театра, выходя на сцену и играя определенную роль, в любом случае оставляет на персонаже отпечаток своей судьбы, его уже знают как сложившегося человека и воспринимают таким вне зависимости от роли. А куклы — это совсем другое, они созданы специально для своего образа и ничто лишнее не мешает воспринимать его.
Карл и Хельга занимаются куклами уже больше тридцати лет, супруга преподавала даже в Пражской театральной академии, но все-таки решила уйти в свой театр и полностью отдаться представлениям для детей. Карл рассказал, что в родном Штутгарте, у семьи БремеРеттенбехер есть свой стационарный театр. Это старинный дом бывшего винодела с большим количеством подвалов и погребов. Артисты долго ремонтировали здание, и после большой реконструкции там теперь небольшая сцена с куполом в виде шляпы волшебника, много самодельных каруселей, увитых цветами, летящими драконами, масками, фонариками и гирляндами. "В нашем репертуаре, рассказывает Карл, — пять постоянных спектаклей, — некоторые из них идут без языка, некоторые из жанра марионеточного представления переходят в настоящие карнавалы с угощениями и участием в них зрителей. Гости могут сами одеваться в какие угодно костюмы из нашего фонда и играть в спектаклях".
Кроме этого маленький Театр ам Фаден больше десяти лет назад осуществил давно задуманную идею — два немецких артиста создали традиционный Вертеп — древнерусское рождественское представление, показ которого, рассказала Хельга, завершается изысканной трапезой из русских праздничных блюд, приготовленных Карлом.
— Я долго изучал русскую литературу, историю кукольного театра России и был полностью захвачен им, — поделился Карл. — Меня это заинтересовало настолько, что я решил воссоздать Вертеп у себя в Германии, к тому же русская кухня мне очень нравится.
В улан-удэнском театре "Ульгэр", где проходили спектакли немецкой труппы, в зрительном зале собирались в основном дети пяти-семи лет. На некоторых спектаклях были трудности с переводчиком, и артисты, где на ломаном русском, а где и совсем по-немецки, выдавали диалоги своих героев, но зрители, хлопая от души и выкриками предостерегая героев сказки о злых персонажах, понимали спектакль без перевода. В столицу республики немцы попали, познакомившись с коллективом театра "Ульгэр" на театральном фестивале в Калмыкии. Не раздумывая, они решили поехать в Бурятию, легкие на подъем пожилые артисты объехали со своими куклами практически полмира. И все это практически на одном энтузиазме и желании показать свое искусство.
^