19.11.2008
Приятное событие — премьера в театре. Двойное удовольствие — постановка классической пьесы. Особенно радостный факт — огромный интерес зрителя к новому спектаклю: билетов на "Собаку на сене" было не достать.

Возможно, такой активный зрительский интерес возбудила память о популярной до сих пор советской экранизации комедии Лопе де Вега с блистательным дуэтом Михаила Боярского и Маргариты Тереховой. До начала спектакля еще оставалась опаска: не превратится ли он в попытку переиграть кинооперетту? Слава богу, не превратился. Довелось даже услышать немного удивленную реплику из толпы в антракте: "В кино-то по-другому". Конечно же, спектакль "бестужевцев" — это та же история, но рассказана она совершенно иначе.

Сюжет несложен: вдовствующая молодая графиня Диана де Бельфор, узнав о тайной связи ее секретаря Теодоро и камеристки Марселы, неожиданно для себя ревнует молодого человека. Она пытается то откровенно поговорить с ним, то напускается на служанку, то отчаянно объявляет своим женихом давно сватающегося графа. Закручивается вихрь признаний, ссор, разрывов, объяснений. Против вспыхнувшего чувства все: и обстоятельства (социальная пропасть, по меркам той эпохи, непреодолима), и люди (поклонники графини готовы даже убить соперника), однако в итоге, как "бог из машины", возникает престарелый граф, признающий Теодоро сыном, и все проблемы решаются одним разом.

"Собака на сене" родилась на бестужевских подмостках благодаря договору между министерством культуры Бурятии, Русским драматическим театром и ГИТИСом. Уже второй раз выпускники ГИТИСа ставят в Улан-Удэ свои дипломные спектакли. До этого комедию "Играем в дружную семью, или Гарнир по-французски" Марка Камолетти ставила Вероника Родионова. Сейчас она успешно работает в одном из московских театральных центров, о ее работах хорошо отзываются критики.

На этот раз приглашенным режиссером стал Андрей Абашкин. Выбор пьесы он объясняет близостью материала. Наверняка именно молодость режиссера и позволила стать его работе столь искренней и живой. Да и труппа играет с явным удовольствием, заражая зрителя радостью любовных приключений. В спектакле много музыки — фламенко, латино, однако это не выглядит неуклюжим реверансом в сторону современности, как бывает с попытками приблизить классику к реалиям дня, используя попсу и яркие краски. Отдельное спасибо автору музыкального оформления Ольге Кузенковой и режиссеру по пластике Евгении Герасимовой за умение остаться в рамках разумного.

Комедию Лопе де Вега называют одной из сильнейших и психологически точных любовных историй в мировой классической драматургии. Любовь Дианы (Марина Ланина) рождается из ревности. И если в первом действии мы видим властную высокомерную даму — ее речь постоянно на повышенных тонах, то впоследствии, под влиянием растущего чувства, характер героини смягчается, в голосе появляются просительные и нежные ноты.

Несмотря на безродность, Теодоро в исполнении Сергея Васильева подчеркнуто учтив, воспитан, честен — яркий контраст двум знатным и богатым женихам — графам Лудовико (Владимир Барцайкин) и Федерико (Николай Брагин). Первый напыщен, неповоротлив, глуп; второй — самовлюблен и, опять же, недалек. Рамки комедии позволили режиссеру добавить дополнительные штрихи к знакомым с детства образам.

Взять того же графа Федерико: яркие до попугайности наряды, жеманство, маленькая собачка под мышкой — узнаваемый портрет современного глянцево-гламурного персонажа. А уж как комичен Тристан в исполнении Валерия Шарафутдинова — нескладный старик, старательно прикидывающийся кровожадным убийцей перед врагами его хозяина!

Сценография и костюмы спектакля, созданные Игорем Пригодским, традиционны для русского драматического. Это уже визитная карточка театра — ненавязчивое обозначение интерьера и деталей эпохи в одежде, мобильность и многофункциональность каждого предмета на сцене. Изящные белоснежные конструкции лестниц и балконов, увитые плющом, создают атмосферу легкой безмятежности. Настойчиво обыгрывается тема платков: в тонкие палантины кутается Диана, легкие шарфики изображают любовные письма; даже море и колонны — это полотнища нежных тканей.

В общем, возвращение испанского драматурга на сцену Русского драматического театра им. Н. Бестужева (а в 50—70-е годы здесь ставились три его пьесы) состоялось. Хочется верить, что всегда современная история любви, преодолевающей все препятствия и меняющей людей к лучшему, придется по душе улан-удэнцам и гостям города и надолго закрепится в постоянном репертуаре. По крайней мере, побывавшие на премьере зрители покидали зал с искренней улыбкой. На фоне бездушных шоу и вымученных телешуток непринужденная комедия почти четырехсотлетней выдержки, сыгранная молодыми актерами, — как глоток свежего воздуха.

^