10.12.2008
Судя по многочисленным обращениям наших читателей, в районах республики началась массовая кампания по принуждению населения к замене старых, "дисковых", электросчетчиков на электронные. К жителям Иволгинского, Заиграевского и Прибайкальского районов домой приходят представители энергетической компании и выдают предписания с требованием заменить электросчетчик.
— Нам принесли предписание, что мы должны в указанный срок поменять счетчик, — рассказывает Нина Овчинникова, жительница села Ошурково Иволгинского района.

"Все требования, указанные в акте, выполнить в указанные сроки и письменно сообщить исполнителю и заказчику. Несообщение рассматривается как невыполнение предписаний. На основании статьи 539 параграф 2 ГК РФ электроустановки будут отключены частично или полностью. А также согласно КоАП, статья 9.11, будет наложен административный штраф" — грозно указано в документе.

Зарплата у Нины Григорьевны небольшая, она работает санитаркой в больнице, воспитывает четверых детей. Счетчик новый она все же приобрела. Но вот согласиться с требованием представителей "Бурятэнерго" об установке счетчика на фасаде дома никак не может:

— Они сказали, чтоб мы еще и ящик с замком приобрели для счетчика и установили его на фасад дома. Стоит он по-разному, где 800, где 1200 рублей. И еще плюс провода надо за свой счет брать и все это устанавливать. У меня нет денег на все это. И какой резон мне на улицу выставлять счетчик?

Резон есть у энергетиков: так они смогут проверять показания счетчика в любое время, даже тогда, когда хозяев не будет дома. Возмущен требованием об установлении счетчика на фасад дома и пенсионер Василий Петрович Лановской:

— От нас требуют, чтобы мы все установили счетчики на фасаде дома. А если его сломают хулиганы? Или еще что-то случится, так и будем каждый раз новые приборы покупать?

Но больше всего Василия Петровича волнует другой вопрос:

— Почему мы за свой счет должны менять счетчики? Во-первых, они стоят недешево, не каждому по карману, во-вторых, работы по установке счетчика и проводов к нему — тоже затраты немалые!

Для сравнения Василий Лановской приводит такой пример. "Бурятэнергосбыт" продает ему электроэнергию и заставляет его за свой же счет покупать прибор учета. Это, считает пенсионер, то же самое, как если бы вы шли в магазин, а там при покупке килограмма картошки от вас требовали приходить со своими весами. И не с простыми, а именно электронными.

— На мой взгляд, это прямое навязывание потребителю не нужных ему товаров и услуг, — считает пенсионер.

За комментариями по ситуации мы обратились в "Бурятэнерго". Ответа пришлось ждать больше недели, однако, даже получив, наконец, заветный письменный ответ (интервью у специалистов нам взять не разрешили), отыскать в нем разъяснения о том, на каком основании в селах проводится такая "массовая акция", так и не удалось. Зато в письме специалисты "Бурятэнерго" отметили, что произвести замену данного прибора "в интересах владельца", так как иначе энергосбытовая организация вправе производить начисления по "Нормативам потребления". А это, дескать, дороже.

Как нам пояснили в энергокомпании, электронный счетчик нужен потому, что он выдержит отрицательную уличную температуру, а старые модели на такую погоду не рассчитаны.

Кроме того, специалисты "Бурятэнерго" пояснили, что содержание счетчика, согласно законодательству, в домах частного сектора лежит на плечах собственника. То есть покупать счетчик, в случае его поломки, каждый хозяин дома должен сам. Но ведь сейчас требуют заменить работающие счетчики!

Пенсионерке Нине Ивановне из села Таловка Прибайкальского района тоже предъявили предписание о срочной замене счетчика. Хотя незадолго до этого те же самые люди подписали акт осмотра, свидетельствующий о том, что прибор учета совершенно исправен:

— У нас по квартирам ходила комиссия, у меня лично были три человека, которые осмотрели счетчик, сказав нам, что с прибором все в порядке. Но затем те же самые люди пришли снова, вдруг заявив, что срок годности счетчика давным-давно истек и прибор необходимо заменить в ближайшее время, — говорит Нина Ивановна.

Кстати, нужно отметить тот факт, что из всех наших читателей, обратившихся к нам по этому поводу, ни у одного из них счетчик не был сломан. По словам сельских жителей, требования о замене были связаны только с тем, что прибор "устарел" или закончился срок его годности.

В связи с этим председатель региональной общественной организации "Союз потребителей РБ" Игорь Баертуев считает, что в такой ситуации все требования по замене счетчика незаконны:

— За свой счет собственник может заменить старый прибор учета только в случае, если он вышел из строя, — говорит Игорь Баертуев. — Если счетчик "устаревший" или закончился срок годности, это еще ничего не значит. Такое понятие, как "срок годности", распространяется только на продукты питания. Для техники есть такое понятие, как срок службы. То есть вещь может проработать намного дольше, чем указано в гарантийном сроке.

Также Игорь Баертуев уверен и в том, что требовать устанавливать электросчетчики именно на фасаде дома нельзя. Кстати, при устном разговоре со специалистом "Бурятэнерго" там тоже признались, что требовать установки прибора именно на фасад дома все-таки неправильно. Все зависит от желания самого собственника жилья. Но на самом деле почему-то такое условие предъявлялось сельчанам к исполнению в обязательном порядке.

Кроме того, Игорь Баертуев утверждает, что ни отключать свет, ни уж тем более штрафовать за неисполнение вышеназванных предписаний "Бурятэнерго" не имеет права:

— Во-первых, прерывание энергоснабжения не допускается в качестве санкции в этом случае. Во-вторых, штрафовать в административном порядке имеют право только органы власти. ОАО "Бурятэнерго" к таковым не относится.

^