17.12.2008
Начало жизни Кяхтинского погранотряда можно отсчитывать с 1920 года, когда здесь существовала Дальневосточная республика и стояли ее пограничники. В 1924-м ДВР присоединилась к России, и отряд считается официально образованным именно в этом году. Сегодня весь бурятский участок госграницы — около тысячи километров — охраняется заставами Кяхтинского отряда Погрануправления ФСБ по Республике Бурятия и Забайкальскому краю.
Мясо в нефтяных цистернах

Один из символов того, что кончается даже Россия, стоит недалеко от станции Наушки — на разъезде Дозорный. Гигантская каменная стела высотой почти в три человеческих роста установлена на берегу реки Селенги. Здесь один берег — российский, а другой — уже монгольский. Летом граница проходит по воде. Сейчас, зимой, — по льду. На одной грани стелы написано "Россия", а на противоположной — "Монголия". Здесь же изображены гербы и флаги двух государств. Рядом вышка.

Разъезд Дозорный, примостившийся на последних метрах России, имеет важное значение. Это главное место для досмотра железнодорожных составов, которые прибывают из-за рубежа. Здесь работают как с товарняками, так и с пассажирскими поездами.

По словам Ивана Нечаева, старшего смены контрольного поста "Дозорный", летом ему доводится досматривать до 16 транспортных средств.

— Сейчас грузовой оборот упал. В среднем выходит по пять грузовых поездов в смену. Количество вагонов в каждом поезде — около 70. В целом может получаться примерно 400 вагонов, — говорит он. — Наша задача — установить законность перемещения грузов через государственную границу и чтобы на транспортное средство не проник нарушитель правил пересечения границы.

В этом году здесь был случай, когда обнаружили черный пакет с торчащими проводами. В ходе разбирательства оказалось, что это был спрятанный видеомагнитофон с кассетами. Чаще всего в РФ через Наушки пытаются ввезти шкурки или мясо. Говядину, свинину заворачивают в пакет и прячут в укромных местах вагона.

— Мясо прячут даже в пустых цистернах из-под нефтепродуктов, которые возвращаются из Монголии. Достаешь пакет, а он весь перепачкан нефтью. Почему из-под нефти? Бензин, солярка пахучие. А нефть сама по себе особого запаха не имеет. Мясо не успевает пропитаться, — рассказывают пограничники.

Находят и растительные наркотики (марихуану), которые широко произрастают в южной Бурятии и привлекают внимание криминала. Наркодельцы пытаются вывезти наркотик за границу.

Пешком с Украины в Тибет

Как рассказал корреспонденту "Номер один" Роман Ксенз, начальник службы Пограничного управления ФСБ России в городе Кяхта, с начала года пограничниками было задержано более 20 нарушителей границы, 329 нарушителей пограничного режима, около 90 человек привлечено к ответственности (получили предупреждение), более 250 человек понесли наказание в виде штрафа (общая сумма составила более ста тысяч рублей).

Интересно, что среди нарушителей попадаются граждане, которые не могут объяснить, куда и зачем они идут.

— Мы весной группу таких нарушителей задерживали. Из Иволги. Граждане не смогли сказать что-то определенное о цели нарушения режима границы. Я не специалист в психиатрии, но, по нашему опыту, весной и осенью происходят сезонные изменения в человеческом сознании, и людей, страдающих отклонениями, тянет куда-то в путешествия.

Цели у нарушителей границы самые разные. Встречаются очень интересные путешественники. Полковник Ксенз вспоминает, как буквально полмесяца назад на посту "Монды" погранслужба задержала украинца, который с Украины шел в Тибет.

— Он посчитал, что наиболее короткий маршрут — через Иркутск, Слюдянку — на Монды, в Монголию и дальше в Китай, Тибет. Гражданин Украины был задержан, — говорит Роман.

Одновременно глава бурятских пограничников высоко оценивает работу сопредельной погранслужбы Монголии — они хорошо "держат" границу, не позволяя монгольским нелегалам попасть в Россию.

В этом году число нарушителей границы снизилось почти в два раза. Тем не менее, с начала года, по итогам работы, было возбуждено семь уголовных дел. Три уже доведено до суда. Одного из нарушителей осудили на два года условно.

Невидимые пограничники

Собака и лошадь — помощники солдата-пограничника. Точную их численность узнать невозможно — секрет. Известно лишь, что собак более ста. Может быть, двести? Или триста? О лошадях говорят, что их свыше двухсот.

На заставах служат немецкие или восточно-европейские овчарки. На КПП используют спаниелей, как на Кяхтинском посту. Они обучены искать наркотики, оружие и т.д. Интересно, что лошади есть не только на гористых заставах, а везде. Животные в погранслужбе традиционно тоже стоят на довольствии. Но время не стоит на месте. И сейчас на границу приходит компьютерная система охраны.

Один из секторов бурятского участка в прошлом году начали оборудовать по последнему слову техники. Где он расположен, руководство отряда хранит в тайне. Так же, как и технические характеристики электронной системы.

Вводить в эксплуатацию начали осенью прошлого года и к сегодняшнему дню современный комплекс практически полностью введен в работу. Там задействованы суперсовременные средства XXI века.

Самое главное отличие в новых технологиях — все невидимое, компактное (в отличие от привычных сооружений, где было много "колючки", столбов), удобное в эксплуатации для военнослужащих и, судя по всему, дорогостоящее. В единую систему сведены локатор, сеть сейсмических датчиков цели, а также ряд других устройств. Собранная информация передается в компьютерный центр. Охрана границы идет более легко и эффективно.

Некомплект "зеленых фуражек"

Проходя по расположению погранотряда в г. Кяхта, сразу отмечаешь малолюдство. Бывалые говорят, что когда здесь служили ребята по призыву, расположение гудело как улей. Сейчас остались воспоминания...

Пограничников в Бурятии не стало катастрофически мало. Просто в республике, как и везде, они полностью переведены на контрактную службу. Контрактник-рядовой получает в среднем 21—22 тысячи рублей. Однако в Бурятии основная масса пограничников — не рядовые, а сержанты и прапорщики. Первые получают 25—26 тысяч рублей. Вторые — порядка 28—29 тысяч. Офицер, командир заставы, может получать зарплату выше 50 тысяч рублей. В условиях Бурятии это нормальные зарплаты, к тому же есть существенные льготы.

Несмотря на хорошие, по меркам Бурятии, зарплаты, пограничные штаты не могут укомплектовать. Сколько составляет дефицит сотрудников — закрытая информация: пограничное руководство никогда ее не озвучивает в СМИ. Так же, как и количество "штыков" на заставах. Засекречен даже тираж ведомственной погрангазеты, распространяющейся по заставам. ФСБ — это ФСБ.

— Это не из-за того, что люди не хотят служить. Поток граждан к нам на контракт довольно-таки хороший. Идет население приграничья, приезжают из Улан-Удэ, соседних регионов... Но отбор среди кандидатов очень жесткий, — объясняют в руководстве отряда.

Один из недостатков, который омрачает положение, — нехватка жилья для семейных. Там, где заставы находятся в деревнях, селах, можно недорого снять жилье. А там, где застава находится далеко от населенных пунктов, это проблема... Поэтому туда в основном берем холостых ребят. Они проживают в казарме.

— Есть федеральная целевая программа "Государственная граница". Правительство России выделяет деньги на обустройство границы. Но мы — участок "старой" границы, а пока упор делается на обустройство границы с бывшими союзными республиками. Я не говорю, что про нас забывают. Нет. Но большие средства идут туда, где они наиболее нужны. В недалеком будущем это придет и к нам. Наверное лет пять надо будет потерпеть, — отмечает Роман Ксенз.

В остальном есть все для нормальной службы — на заставах всегда тепло, хорошо кормят, все одеты-обуты. Знающие люди говорят, что сейчас питание у пограничников гораздо лучше, чем было в погранвойсках СССР. Хотя в советское время пограничников тоже кормили неплохо. Зато и спрос с пограничников суров.

Кяхта станет вторым Забайкальском

В ноябре в монгольском городе Алтан-Булаг, который чуть ли не виден из кяхтинских окон, торжественно открыли монгольскую свободную экономическую зону "Алтан-Булаг". В будущем году монголы намерены запустить ее на полную мощность: с торговыми центрами, оптовыми базами и выставками. Алтан-Булаг хотят превратить в торговый рай для "челноков". Благодаря расположению монгольский город может перехватить поток сибирских челноков и затмить китайскую Маньчжурию. Готовы ли пограничники Кяхты и Наушек к росту людских потоков?

— Мы готовы. Абсолютно, — заверяет полковник Ксенз. — У нас в прошлом году произошло увеличение штатов на КПП. И мы стараемся довести укомплектованность штатов до ста процентов. Я считаю, что со стороны пограничной службы проблем никаких нет и не будет.

Через международный пункт пропуска здесь в сутки пропускается 200—250 автомобилей. При нынешнем дневном режиме работы пункт практически достиг проектной мощности. Если поток транспорта в Монголию вырастет, встанет вопрос о переходе на круглосуточный режим. Но это уже зависит от правительства России.

^