24.12.2008
"Сибирский валенок" — валяный сапожок с логотипом премии уже второй год подряд получают улан-удэнские рекламодатели за сомнительные достижения в области рекламы. Увы, для горожан плохой рекламы в городе более чем достаточно. Ура для организаторов — есть кого награждать и ради чего вообще валять эти самые валенки.
Премия стала событием

Идея премии родилась год назад на кафедре рекламы и связей с общественностью ВСГТУ, и первая церемония была достаточно скромной — культурный центр университета, бесплатный вход, полупустой зал. В этом году организаторы постарались: билеты в ночной клуб "Метро" желающие искали даже в Интернете, а в зале были замечены не только студенты и выпускники кафедры, но и представители рекламных агентств, а также люди, которых можно по праву именовать VIP-персонами, и представители многих СМИ.

Не последние люди города отметились и в концерте, предварившем вручение валенок. Умилил собравшихся Лудуб Очиров с песней, разумеется, про валенки, его сменили ложкари из ансамбля "Коробейники", спел Цыдып Очиров, выступил джазовый дуэт. Народ настолько расслабился, что даже подзабыл, зачем пришел, и некоторые успели покружиться в танце. В общем, атмосфера околобогемного стильного кабаре была создана, и собственно церемония награждения прошла бодро и динамично — спасибо конферансу Сергея Брыкова и Анны Чемусовой.

Акцент в отборе номинантов был сделан на наружную рекламу — щиты, растяжки, вывески. Оно понятно: принцип наглядности никто не отменял, и разного рода ляпы "радуют" взгляд улан-удэнцев каждый божий день.

Продам кожу людей

Итак, в номинации "Жы-шы" отметились изготовители вывесок, в офисах которых явно не хватает компьютерной программы Word или любой другой со встроенным редактором текста. Иначе чем объяснить пропущенные в словах буквы, опечатки и другие подобные ошибки на рекламных плакатах вроде слова "копьютеры"? Самой нелепой была признана вывеска одного из бутиков в "Сагаан морине": "Натуральная женская и мужская кожа". К сожалению, вышедший за призом молодой человек (гражданин КНР) не смог объяснить, как они умудряются продавать такой товар, признавшись, что русский язык знает плохо.

Кстати, нужно сказать, за прошедший год рекламодатели достаточно осмелели для признания своих недочетов и не единожды поднимались на сцену за мини-валенком с логотипом премии. Хорошая тенденция: чувство самокритики развивается.

"Звезда в шоке"

Так назвали организаторы следующую номинацию. Речь идет об использовании скачанных из Всемирной паутины фотографий звезд Голливуда и хладнокровное приклеивание их к рекламным макетам улан-удэнских фирм. Так, Джуд Лоу рекламирует парикмахерскую "Саша", Скарлет Йохансон занимается установкой пластиковых окон, Марлон Брандо зазывает в пиццерию... Вот бы они все удивились, узнав о таком повороте событий! А Джессика Альба, наверняка не подозревающая вообще о существовании города Улан-Удэ, работает "лицом" сразу и "Колорита", и клиники "Евродент". Но круче всех оказалась Николь Кидман, ставшая почему-то символом пластических операций для стоматологической клиники, чей представитель на критику не обиделся и валенок у ведущих забрал.

Развеселила публику номинация "Планета Улан-Удэ": в нашем городе наоткрывалось столько заведений, присвоивших себе наименования известных мегаполисов, что впору выпускать в продажу сувенирный глобус столицы республики, как в старом анекдоте! Чикаго — на "Акбэсе", Старый Шанхай — в "Новом Арбате" на "Арбате", Арбат — в 20а квартале, Бостон — в поселке мясокомбината... Голова не закружилась? Держитесь крепче, победителем вообще стала Рублевка. Расположенная, извините, на первом этаже обшарпанной пятиэтажки в поселке мелькомбината.

Куда ж без обнаженки

Любят, любят наши рекламодатели броскость любой ценой. Вплоть до обнаженки. Ну, или почти обнаженки, поскольку женские прелести больших размеров в разных ракурсах использовали на своих рекламных щитах и обувной магазин "Собрание", и "Алмазный двор", и сауна "Скала". Причем, последняя разместила картинку с томной дамой полусвета рядом с Дворцом детского творчества на Бабушкина. Теперь понимаете причину вечных пробок в этом районе? Наиболее циничным вышел на поверку ролик ресторана "Генацвале", герой которого променял интимный вечер с подружкой на ужин в общественном месте. Представитель ресторана, кстати, выйдя за антинаградой в номинации "Голая правда", попытался по-быстрому бесплатно отпиариться, назвав свой телефон. Да не тут-то было — заглушили.

Дважды лауреатом премии стала навязшая уже в ушах и глазах "Елена-Холдинг". С недавних пор — почему-то "империал". К валенку 2007-го года фирме добавили новенький — в номинации "Пожар в холодильнике". Ну, действительно, Рома Жуков, радостно скупающий тонны женских сапожек, — это слишком странно.

Ели палки

"Китайским креативом" организаторы назвали самый банальный плагиат. Второй год подряд был номинирован парк "Диво Лион" (шрифт вывески копирует фирменную надпись "Уолт Дисней"), а также кофейня "Силк Роуд", агентство "Баунти-тур" и магазин "Никита" — все они без зазрения совести скопировали эмблемы, шрифт или слоган известных марок. Но дальше всех зашла фирма "Зенит" (пластиковые окна): заменили в эмблеме знаменитого футбольного клуба мяч на окошко и — как будто так и надо!

Наконец, традиционную городскую беду - отсутствие некоторых букв в вывесках — отметили в номинации "Чего-то не хвата...". Проблема налицо у сети аптек "Лара" (аека, аптеа, апка, апте — лишь несколько примеров), парикмахерской "Ассо", магазинов "Сокр ща Ф инта", "7 гомов", "Куни", "Убы", кафе "Й", ресторана "Ели палки". Последний и удостоился сомнительной чести стать победителем.

Неутешительные итоги

Итоги церемонии подвели, раздав зрителям по два воздушных шара — черного и белого цвета. Тем, кто считает улан-удэнскую рекламу качественной, предложили отпустить черный шарик и оставить себе белый. Уверенные в ее удручающем состоянии должны были поступить наоборот. Голоса присутствующих разделились примерно поровну. Впрочем, точный подсчет значения не имеет: раз есть антипремия, значит, есть некачественная реклама, и ее хватает для анализа в течение целого года. С этим согласны и специалисты.

— Нет, в Улан-Удэ креативной, продающей рекламы нет. К сожалению, в нашем городе рекламой называют тупое информирование людей, — говорит Чингиз Бадмаев, член экспертной группы премии, рекламист студии Sly Fox West. — Полезно показать рекламодателю, что он делает не так. Возможно именно благодаря премии "Сибирский валенок" реклама в Улан-Удэ станет качественнее.

— Состояние рынка рекламных услуг пока что оставляет желать лучшего. Это видно и по рекламе, и по тому, как строится работа участников рынка. Изменить ситуацию можно, объединившись: выделить, обсудить проблемы и сообща их решать, — считает Николай Крылов, специалист по рекламе группы компаний "Байкал", координатор проекта www.vsyareklama.ru.

Вот и выходит: с одной стороны, хочется пожелать премии жить долго и развиваться с учетом прошлого опыта, а с другой — хорошо бы нашим рекламодателям и изготовителям не давать повода для номинирования.

^