05.01.2009
Ровно год назад наша газета писала о том, что ждать от туристической зоны в 2008-м году осязаемых результатов не стоит. Весь год будет проведен в согласованиях, оформлении документов и тому подобной "кабинетной работе". В новом 2009- м году туристическую зону "Байкальская гавань" уже можно будет "пощупать" руками. Возведение ее первых объектов начнется вместе с открытием строительного сезона.
Три резидента на старте

25 декабря в Москве прошло заседание консультативного совета по особым экономическим зонам, который рассматривает и дает окончательные рекомендации по бизнес-планам потенциальных резидентов. Три проекта резидентов турзоны "Байкальская гавань" были одобрены. Это проекты компаний "Путник-Сибирь" (структура ГК "Метрополь"), "Круизы Байкала" (структура компании "Техинвест") и "Золотые пески", за которой стоит "Альфа-групп". Все — компании федерального уровня. Вскоре они приступят к осуществлению своих проектов.

"Когда они получают одобрение федерации, мы заключаем соглашение, и часы начинают тикать. Срыв графика влечет определенные последствия, а этого никому не хочется", — поясняет Александр Васильев, и.о. руководителя территориального управления РосОЭЗ по РБ.

Четвертый инвестор, заявлявший о своих намерениях ранее, в связи с кризисом взял тайм-аут. Других резидентов у турзоны пока нет. Местные инвесторы вроде и высказывают намерения относительно турзоны, но пока активно о своих возможностях не заявляют. Вроде, подобные планы есть у японских и китайских бизнесменов, но говорить о том, что они захотят стать резидентами зоны, также преждевременно. Но необязательно быть резидентом, чтобы участвовать в проектах турзоны.

"Резиденты — это стратегические инвесторы. В любом случае, они будут привлекать структуры второго и третьего порядка. Там и будет простор для местного малого бизнеса, имеющего опыт в определенных сферах деятельности, знающего местный менталитет", — поясняет Александр Васильев.

Кризис турзоне не помеха

"В этом году "осязаемой" работы на участках не было, видно, она шла в кабинетах, на бумаге. В 2009-м году она начнет воплощаться в жизнь: зайдут строители, начнется строительство объектов инфраструктуры, линий электропередач, водопроводов и пр. Возведение объектов начнется с началом строительного сезона. Параллельно начнут строить свои объекты инвесторы, с которыми в начале года будут заключены соглашения", — рассказывает Васильев.

И.о. руководителя территориального управления РосОЭЗ заверил корреспондента "Номер один": что бы ни происходило в мире, освоение участков турзоны будет продолжено в любом случае. Могут меняться сроки строительства, порядок возведения объектов, но кардинально на реализации проекта это не отразится.

Сейчас в силу ряда причин (это и кризис, и изменение курса валют) финансирование будет увеличено. Естественно, это ляжет дополнительным грузом на республиканский бюджет, который вносит свою лепту в создание турзоны в размере 26% от общей стоимости.

На днях в Москве прошло итоговое совещание, на котором рассматривались итоги создания всех российских особых экономических зон.

"Мы посмотрели результаты работы, по итогам сложилось твердое убеждение, что мы шагаем очень хорошими темпами. Все, что планировалось по подготовительной части и что напрямую зависело от нашего управления, было выполнено", — заявил Александр Васильев.

Все расписано "от и до"

Старт работам по созданию турзоны в 2008-м году дало межевание и постановка на кадастровый учет земли двух участков турзоны, которые получат первоочередное развитие — Турка и Пески.

После к работам подключились архитекторы, итогом их труда стал разработанный и утвержденный проект планировки участков. Он предусматривает общую концепцию застройки участков турзоны.

"Естественно, внешний вид каждого объекта будет зависеть от фантазии заказчика и его финансовых возможностей, но проект задает общую канву, которой необходимо будет придерживаться", — рассказал Александр Васильев.

В проекте планировки задан не только внешний вид и местоположение основных объектов (гостиниц, коттеджных поселков, объектов торговли, административно-делового центра). Продумано даже расположение стоянок, пожарного депо и мусороперерабатывающей станции.

"Большая работа была проведена по созданию инженерной инфраструктуры. Разработана проектная документация на производственные базы, сети водоснабжения, канализации, очистные сооружения. Получены технические условия на подключение объектов к системе энергоснабжения. Проектная документация прошла госэкспертизу, что тоже очень важно. Наши коллеги — Минстрой и Минтранс — определили список объектов, которые будут строиться за счет республиканского бюджета, порядок их строительства и сметную стоимость. Уже проведены конкурсы и выбраны подрядчики, которые будут готовить проектно-сметную документацию этих объектов", — отметил Александр Васильев.

Самым главным и значимым событием всей годовалой работы управления Васильев называет утверждение концепции развития участков турзоны: "Это была большая, серьезная работа. Необходимо было согласовать все между множеством ведомств — от муниципальных до республиканских. Зато теперь все понимают, чего мы хотим, каждый объект расписан "от и до".

Элитный туризм

Кстати, в представленных бизнес-планах малобюджетный туризм не присутствует. Для этого у нас есть другие участки. Между тем, Александр Васильев объясняет: в турзону необходимо привлекать тех туристов, которые смогут оставлять там реальные деньги. "Эти участки с высокобюджетными комплексами должны стать локомотивами, которые вытянут за собой всю остальную цепочку", — добавляет он.

Кроме того, в 2009-м году начнут разрабатывать концепции участков второй очереди. Это гора Бычья (Вершина 1771), Горячинск и бухта Безымянная. Правда, сначала необходимо дождаться того, чтобы на федеральном уровне дали разрешение на замену ранее заявленного Гремячинска на Горячинск, который уже имеет определенный туристический вес. И затем все начнется сначала — межевание и проект планировки, отбор резидентов и строительство. Однако здесь "создателям" турзоны должен сыграть на руку опыт, полученный в 2008-м году, который позволит быстрее и проще огибать все подводные камни, стоящие на пути реализации проекта российского масштаба.

^