21.01.2009
Поскольку регион наш праворульный, а кредитная поблажка, которую придумало правительство для автомобилей дешевле 350 000 рублей, касается скромного количества ну очень уж непривлекательных автомобилей, большой интерес вызывает ситуация на вторичном авторынке.

Для этого мы прогулялись по автобарахолке на Приречной. Положение там, конечно, непростое. Собственно, продажи в последнее время и без того шли ни шатко ни валко, если не сказать замерли. Продавцы, то есть перекупщики, перегонщики и те, кто реализует приходящих по железной дороге "японок", невеселы. Прогнозы многие из них дают мрачные, типа "рынку хана пришла".

Кое-кто даже собирается продавать росавтопром, если исчезнут "японцы". Но есть и те, кто не впал в уныние — некоторые не особо расстроены новыми пошлинами и уверены, что всегда найдется что продавать, а главное — кому. Да и рост цен начался уже давно. Наценка на уже ввезенные машины случилась загодя: ведь, продав имеющийся автомобиль, нужно выручить столько денег, чтобы можно было купить другой, и цепочка продолжалась, а значит, и не умирал бы рынок. Страдает, как всегда, простой обыватель, пользователь подержанной иномарки, которая стала намного дороже.

"Бояться особо нечего! — бодро уверил один перекупщик. — Цены на японские автомобили старого привоза в Улан-Удэ уже поднялись, а свежий привоз по новым пошлинам будет еще дороже". Так что сейчас еще есть смысл попытаться что-либо приобрести. К тому же в продаже остались еще в небольшом количестве автомобили старше 7 лет, но беспробежные. Это "последние из могикан" — завезенные, пока это еще было возможно, "конструкторы" и растаможенные под полную пошлину экземпляры. Сейчас государство сделало ввоз кузовов и "дров" (старых автомобилей) настолько дорогим, что заниматься этим стало совершенно бессмысленно. Таким образом, в нашу страну не попадет огромное количество моделей, которые уже давно сняты с производства, но в силу своей надежности и высокого качества изготовления могли бы послужить не один год.

Как известно, все машины, выпускающиеся в последние несколько лет, по своему ресурсу и выносливости сильно уступают своим предшественникам, автомобилям 90-х. Самая любимая в народе марка Toyota перешла на двигатели серий Z (SZ, NZ, ZZ), которые не подлежат хоть скольконибудь серьезному ремонту и в среднем ходят тысяч по 100, максимум 150. Сложность конструкции, которая свойственна "японцам" последних поколений, к сожалению, становится минусом в наших условиях. Но это все равно менее страшно, чем пересесть на какую-нибудь Lada Kalina. Хотя бы потому, что местные СТО совершенствуются, поднимают свой уровень и качество обслуживания, а проблема приобретения запчастей почти решена.

Теперь новость хорошая. В продаже еще остались автомобили по старой цене. Она сохранилась на небольшое количество машин, узкую группку, которая не слишком востребована. Это совсем старые машины (13 лет и старше), которых в продаже почти нет; это малолитражки с местным пробегом и без пробега, не подорожавшие (или наценившиеся незначительно, тысяч на 5—10); это универсалы в дешевой комплектации с пробегом. В общем, менее всего повышение цены грозит тем машинам, которые и прежде были недорогими и непрестижными. Хиты вроде "Короллы" предпоследнего поколения (120-я серия) уже наценились на 50 тысяч как минимум (дальше будет больше). Сильнее всего изменилась стоимость дорогих моделей с большим объемом двигателя: их как покупали, так и будут — в местном, так сказать, "премиум"-сегменте свои законы.

Продажи замерли еще по одной причине. Автовладельцы затаились еще до информации о поднятии пошлин. Как только зашумел по верхушкам банков кризис и перестали выдавать авто- и просто кредиты, многие отказались от намерения обновить машину. Остались при своем прежнем четырехколесном друге и те, кто хотел сдать его перекупщикам и, доплатив, взять автомобиль посвежее: "Люди почти перестали сдавать свои старые машины, придержать их решили", — говорят перекупщики с Приречки.

Это логичное решение. В период перемен нужно беречь то, что имеешь. Есть у тебя машина, ездит, вот и радуйся. Вместо замены всего автомобиля поменяй аккумулятор, антифриз, свечей новых купи комплект-другой (потому что запчасти тоже растут в цене вместе с курсом доллара) — все равно дешевле будет, чем затевать продажу одного автомобиля и покупку другого. Думается, скоро и цены снова будут на рынке не в рублях, а в долларах. Или евро!

Вообще-то, данное повышение - всего лишь одно из нескольких, к тому же оно временное. Вдруг через 9 месяцев правительство поймет, что жестоко и несправедливо лишать граждан права выбирать, на чем им ездить? Нужно верить в чудеса, без этого в такой стране, как наша Раша, не выжить. Кризис пресловутый тоже не вечен. Главное — жизнь продолжается, вне зависимости от того, какая у тебя машина и есть ли она вообще.

^