28.01.2009
Современные автомобили — это технически сложные комплексы, состоящие не просто из металла, стекла и пластика; это обилие электроники, которая управляет механическими узлами и агрегатами. Машины все больше становятся похожи на разумных роботов из фантастических фильмов. Поэтому для диагностики и ремонта автомобилей последних лет выпуска необходимы современные технические средства. Чтобы взаимодействовать с электронными системами, сервисам необходимы диагностические сканеры, поэтому сегодня они есть практически на каждой уважающей себя станции технического обслуживания. Забавно, что первые в мире сканеры появились еще в 30-е годы прошлого века (!), а в Бурятии — только в последние годы!

Без сканера невозможен как ремонт инжекторной системы или автоматической коробки передач, так и замена масла в новых автомобилях, оснащенных системой оповещения о периодичности техобслуживания. Иначе не внести интервал замены масла в такой автомобиль.

Обычные же машины, коих пока большинство, нуждаются в диагностике двигателя сканером лишь время от времени. Ее логично провести перед зимой или при возникновении проблем с двигателем или электронными системами. Нужно проверить на "вшивость" и свежекупленную машину. Ей вообще нужно заглянуть как можно в большее количество мест — это же не дареный конь! Диагностику сканером или мотор-тестером еще называют компьютерной, поскольку сканер — это и есть компьютер, или он для наглядности вывода данных, их обработки и хранения подключен к компьютеру или ноутбуку.

Итак, если на панели загорелась тревожная оранжевая лампочка "Check engine" или символ ABS, SRS/Airbag, сигнальная лампа неисправности АКПП или любой другой умной системы, это означает, что в системе замечена неисправность. Какая именно, вам скажет сканер. Он "умеет" измерять текущие параметры работы двигателя, автомата, электронных систем и сравнивать их с идеальными. Его подключают к диагностическому разъему в автомобиле, чтобы определить код неисправности или найти отклонения в работе каких-либо устройств.

Ставится предварительный диагноз, который требует дальнейшей работы с ним. Вам ведь не станет легче от того, что вы узнали, что автомобиль "жалуется" на форсунки (они же инжекторы)? Поэтому сервис должен конкретно определить, что случилось с инжекторами. Для этого используется другое оборудование. Например, форсунки снимают с двигателя и помещают в стенд для их проверки (есть там, где проводят ультразвуковую чистку: "Доктор Авто", "БурятАвто", СТО "Силикатный" и др.).

По количеству бензина, которое распыляют заподозренные в отлынивании от обязанностей инжекторы, по форме факела распыла топлива становится ясно, кто из них "виноват", почистить инжекторы или уже поменять. Чистые идеальные форсунки в нашем городе, пожалуй, стоят только на машинах, которые еще не эксплуатировались. У всех других уже подзагаженные инжекторы, и если бы мы все поголовно их почистили, то у продавцов бензина тут же упала бы выручка. И машина будет ездить лучше, веселее заводиться и меньше засорять атмосферу.

Есть сканеры, которые диагностируют электронику, управляющую круиз-контролем, климат-контролем, иммобилайзером, панелью приборов, системой парковки, пневмоподвеской, системой навигации...

Бывает, что на автомобиле сразу несколько кодов неисправности, но подробная проверка показывает, что все в порядке. Ложное "срабатывание" тоже случается, поэтому после проверки нужно обнулить список ошибок. Для этого тоже пригодится сканер.

А сейчас придется немного огорчить тех, кто считает сканер всемогущим. Есть поговорка: самая крутая техника — лишь груда железа в руках дикаря. Чтобы оборудование было полезным, оно должно находиться в руках хорошего мастера. Чтобы не стать персоной нон грата на СТО города, не стану навязывать свое мнение о них, а посоветую уважаемым автовладельцам самим собирать информацию о станциях нашего города, обмениваться своими впечатлениями от СТО с друзьями, коллегами и родственниками. Не бывает сервисов, которыми довольны все 100% клиентов — человеческий фактор сказывается здесь очень сильно. Но репутация в нашем небольшом городе создается довольно быстро, и ей можно верить.

Кроме того, сканер "не видит" механические неисправности. Поэтому старый добрый осмотр на яме и сверху, слушание звуков, которые сопровождают работу мотора, и прочие методы никто не отменял.

Еще немного дегтя. Популярные сканеры недорогих моделей, конечно, полезны, но они по своим возможностям сильно уступают крутым моделям. Отсюда вывод: чем богаче сервис, тем лучше здесь оборудование. А самую полную и достоверную картину вы получите от сканирования оборудованием дилерского уровня. Оно не только читает неисправности, но и делает много других полезных вещей. "Перешивать" "мозги", регистрировать и удалять ключи, "обучать" и программировать электронику — всего не перечислишь. В нашем городе есть дилерское оборудование. Искать его нужно в автосалонах. Например, в ниссановском автосалоне есть Consult II, который лучше всех диагностирует любые автомобили Nissan, в "Форд-центре" — оборудование для Ford, а в мультибрендовом "БурятАвто" (к слову, самый богатый на оборудование гигантский сервис) есть сканеры для Volvo и Kia, а также аппаратура для российских двигателей.

Стоимость сеанса компьютерной диагностики по городу примерно одинакова. Для иномарок она составляет 500 рублей (обследование дилерским оборудованием дороже, потому что подробнее и точнее, да и сам прибор стоит на порядок больше). Занимает обследование немного времени и бывает полезным во многих случаях.

^