28.01.2009
29 января Бурятский театр оперы и балета в тысячный раз покажет балет-поэму, которая уже стала легендой. Этот спектакль называют "жемчужиной бурятского балета", "золотым фондом культуры", "уникальной работой", которая стала единственным национальным спектаклем, удостоенным Государственной премии РСФСР им. М. Глинки.
Бурятский государственный театр оперы и балета радует своими постановками вот уже 70 лет. Из них 50 лет живет и не старится "Красавица Ангара". В 1959 году театр оперы и балета готовился к крупному культурному событию в Москве. Необходимо было создать спектакль, который стал бы визитной карточкой театра.

Автором либретто стал известный драматург Намжил Балдано, собиратель и пропагандист бурятского фольклора. В основу была положена всеми любимая легенда, которая была дополнена и развита. Постановку спектакля поручили Михаилу Заславскому, одному из основоположников бурятской национальной хореографии. Спектакль стал триумфом этого талантливого балетмейстера из Москвы. В первой постановке участвовал и народный артист СССР Игорь Моисеев: его авторству принадлежат два лирических танца, дуэт Ангары и Енисея. Отразить всю яркость и колоритность созданной постановки помогла насыщенная бурятскими мотивами музыка, автором которой является известный белорусский композитор Лев Книппер. Соавтором выступает выдающийся бурятский композитор Бау Ямпилов, автор множества произведений, известных за пределами Бурятии. Гордостью участников спектакля являются декорации и костюмы. Авторы-художники Александр Тимин и Мария Шестакова проектировали их специально для зала театра оперы и балета, который славится своей величавостью и масштабностью. Практически бессменным дирижером спектакля является Михаил Балдаев.

— С этим спектаклем мы объехали все страны бывшего Советского Союза, — говорит Бакалин Васильев, народный артист Бурятии, исполнитель партии Черного Вихря. — Он имел и имеет большой успех. Все до сих пор помнят "Красавицу Ангару" и всех ее исполнителей.

А исполнители ролей легенды бурятского балета — это несколько поколений. Красавицу Ангару на протяжении всех лет существования исполняли пять ведущих балерин театра. Первой балериной, которая исполнила эту партию и с которой неразрывно связан образ Ангары, является Лариса Сахьянова. Также одна из ярких исполнительниц этой роли — Екатерина Самбуева.

— Я исполняла эту партию так, как ее чувствовала, — делится Екатерина Самбуева. — Весь секрет в том, что я была сама собой. Что я могу посоветовать другим исполнительницам Ангары? Все начинается с музыкального текста. Необходимо, чтобы артисты поняли музыку. Иначе получится голый спорт без образа.

К последующим исполнительницам главной роли спектакля Екатерина Самбуева относится строго, но с любовью.

— У нас три актрисы-Ангары в интересном положении. Так что новое поколение, которое будет исполнять главную роль в спектакле-легенде, уже готово, — смеется народная артистка России.

Мужественный образ Енисея создал многолетний исполнитель этой партии Петр Абашеев. Спектакль не был бы полноценным без Черного Вихря.

— Изначально существовало три героя — Байкал, Ангара, Енисей, — говорит Бакалин Васильев. — Необходим был отрицательный герой, поэтому Намжил Балдано ввел партию Черного Вихря.

Черный Вихрь — это собирательный образ трех ветров, дующих на Байкале. Несмотря на впечатляющий срок жизни, спектакль "Красавица Ангара" был реконструирован только один раз — в 1972 году. Были переставлены некоторые мизансцены, изменились костюмы: они стали более легкими, что соответствовало духу того времени.

— Конечно, хотелось бы обновления, — делятся участники спектакля. — Если саму постановку можно не менять, то реконструкция декораций и костюмов просто необходима. Всем известно, что здание нашего театра находится на ремонте. Дата его завершения, которую нам говорят, — это 2011 год. Сначала говорили про 2009 год, затем 2010, теперь уже 2011. Мы не удивимся, что после него пойдет и 2012. И это происходит в юбилейный год! Нам даже отпраздновать юбилей негде.

В связи с затянувшейся реконструкцией здания театра возникло и возникает множество проблем и трудностей, которыми поделились его сотрудники. В данное время труппа гастролирует по районам Бурятии. Местные дома культуры не обладают условиями для того, чтобы продемонстрировать всю величавость и красоту юбилейного спектакля. Декорации и костюмы, постоянно находясь в пути, приходят в негодность. Но самое главное — труппа театра, созданная на протяжении долгих лет, — постепенно "рассасывается". В театре осталось только две первые скрипки, а должно было быть пять. Многие уезжают в Москву, Израиль.

— Если мы сейчас потеряем артистов и музыкантов, то уже никогда не восстановим труппу, — делится своими опасениями Екатерина Самбуева.

Тем не менее, работа театра идет. Летом прошлого года артисты подали заявку в министерство культуры РБ на создание спектакля, который, возможно, станет не менее ярким и долгоиграющим, чем "Красавица Ангара". Сделать такой вывод позволяет тот факт, что если министерство одобрит заявку, над спектаклем будут работать прославленные артисты. Такие как, например, Анастасия Кадрулева.

— Это люди, которые побывали в разных странах, имеют большой опыт, но в которых крепки бурятские корни, — рассказывает Екатерина Самбуева. — Они работают преимущественно в Европе. Можно сказать, что это бурятские артисты с европейским мировоззрением. А это то, что сегодня востребованно.

^