04.02.2009
После Нового года тарифы на жилищно-коммунальные услуги подскочили по всей стране, в том числе и в Бурятии. "Союз пенсионеров России" обратился к главам муниципальных образований и мэрам городов с предложением пересмотреть тарифную политику в сфере ЖКХ.

Львиную долю квартплаты — больше половины — горожане платят за тепло и электроэнергию. Тарифы на эти услуги утверждаются Республиканской службой по тарифам. С начала года повышение на электроэнергию составило 25%, на тепло — 13,7%. Таким образом, органы местного самоуправления не имеют полномочий принимать и утверждать тарифы на тепло- и электроэнергию.

Улан-Удэнский городской Совет депутатов может регулировать и устанавливать тарифы только на горячую и холодную воду, канализацию, сортировку мусора на мусоросортировочной станции и др. И цена на эти услуги прямо пропорционально зависит от цены электроэнергии, основной составляющей при формировании других жилищных услуг. На сегодня повышение тарифа на эти услуги произошло в среднем на 13,7%, в пределах общероссийской инфляции.

Таким образом, предприятия ЖКХ смогут понизить тарифы на свои услуги только в том случае, если понизится плата за электроэнергию. Так, МУП "Водоканал", которое ежегодно тратит на электроэнергию 100 млн рублей, смогло бы снизить свои расценки на 20%, если бы электричество в Бурятии стоило столько же, сколько в Иркутске. В Бурятии самые дорогие тарифы на электроэнергию и тепло по сравнению с соседями — Иркутском и Читой. Иркутск выигрывает за счет того, что вырабатывает электроэнергию самостоятельно и в достаточном количестве, чтобы обеспечить своих горожан. В Бурятии же производится лишь 14%, а 80% электроэнергии закупается.

Все тарифы на жилищно-коммунальные услуги устанавливаются не выше предельных индексов, которые ежегодно утверждаются для субъектов Федеральной службой по тарифам, для муниципальных районов и городов — Республиканской службой по тарифам.

Жильцы приватизированного жилья могут сэкономить хотя бы на таких услугах, как содержание и ремонт жилья. Самостоятельно на своем общем собрании определить размер платы. Но директора ТСЖ и управляющих организаций жалуются на неподъемных жильцов, которые очень неорганизованны и не любят ходить на собрания. В лучшем случае на собрание выходят 10—15% жильцов. А решение на собраниях может быть принято только двумя третями голосов. Также со стороны собственников жилья идет постоянное недопонимание того, что они живут в многоквартирном доме. Вовремя и качественно предоставленные жилищные услуги могут быть оказаны лишь в том случае, когда идет стопроцентная оплата.

"За основу взяты тарифы, утвержденные городским Советом еще в 2005 году. Сейчас 2009 г., и мы до сих пор работаем по этому тарифу. Несмотря на то, что те предприятия, которые оказывают нам услуги с 2005 года, к примеру "Байкал-Экоресурс", повысили тариф на 54%. Компания "Лифтремонт" повысила для нас тариф на 15%. А на сегодня, как известно, минимальная зарплата должна быть не менее 4330 рублей. И мы должны с 1 января повысить зарплату для своих работников", — рассказывает Евгения Алексеева, директор Управляющей организации ООО "Солнечное".

Как отмечают управляющие, постоянно приходится сталкиваться с недопониманием жителей многоквартирных домов, которые оплачивают услуги вовремя. К примеру, на сегодня у ООО "Солнечное" при начислении 6 млн 300 рублей (своевременная плата добросовестных жильцов) задолженность других по оплате за жилищно-коммунальные услуги составляет 29 млн рублей, это порядка 5 месяцев. Несмотря на такую большую задолженность со стороны неплательщиков, мусор вывозится каждый день, свет в подъездах есть всегда. "Тот минимум, который должен предоставляться, мы всегда обеспечиваем", — подчеркнула Евгения Алексеева, директор Управляющей организации ООО "Солнечное".

^