18.02.2009
На прошлой неделе состоялась расширенная коллегия министерства образования и науки РБ, на которой были озвучены итоги работы за 2008 год. В числе прочего в очередной раз было заявлено о полном успехе перевода школ Бурятии на новую систему оплаты труда.
Конкурсная комиссия министерства образования РФ отметила Бурятию как регион, "достигший существенного прогресса в реализации комплексного проекта модернизации образования". Как следствие, нас ждет увеличение федерального финансирования. Были обнародованы на коллегии и другие положительные моменты. По словам чиновников, в результате перехода на новую систему среднемесячная номинальная заработная плата учителей общеобразовательных учреждений заметно выросла: с 7 тысяч в 2007-м, до 11 тысяч рублей — в 2008 году.

Также, по словам чиновников, мониторинг настроений в учительской среде показывает, что в целом учителя довольны нововведениями. Образование с каждой минутой улучшается, ставятся рекорды, наши успехи замечают в Москве и увеличивают финансирование республиканского министерства. Конечно, не обходится и без мелких недостатков.

В частности, увеличился поток учительских жалоб в связи с введением новой системы оплаты труда. Однако, по словам министра образования Алдара Дамдинова, в большинстве случаев это было некой "запланированной акцией":

— Письма одинакового содержания поступают в адрес президента России. К сожалению, в этом отношении у нас отметился Закаменский район. Понятно, что пишут такие письма там, где не проводится разъяснительная работа. Особенно это касается таких районов, как Северобайкальский, Кабанский, Бичурский. Здесь мы ставим жесткий контроль по разъяснительной работе, особенно в тех местах, где возникают проблемы.

То есть некие темные силы пытаются сорвать благое дело, и критика реформы списывается на их происки. В общем и целом же в министерстве образования считают, что ситуация улучшается. Однако мы не можем согласиться с этим мнением. То, что учителя стали жаловаться больше, несмотря на негласный административный запрет выражать недовольство, — факт, признаваемый даже в министерстве образования.

"Номер один" уже писал о том, что в Улан-Удэ учителя создали общественную организацию, призванную защищать интересы педагогов и учеников. Но, сумев зарегистрировать организацию, учителя не могут добиться полноценного диалога с директорами.

Председатель организации Геннадий Федик столкнулся с категорическим нежеланием пускать общественников на порог учебных заведений. Тех своих сотрудников, кто осмеливается встречаться с представителями нового общественного движения и, тем более, тех, кто пишет заявление о членстве, притесняют разными способами.

— Я думаю, что в тех школах, где нам отказывают в проведении собраний, существует нездоровая ситуация, — считает Геннадий Федик. — В первую очередь это связано с распределением денег стимулирующей части зарплат.

Но больше всего Геннадия Федика тревожит даже не такое обращение с его организацией, а то, как поступают с учителями, если они желают проявить свою общественную позицию — осмелятся написать заявление с жалобой куда бы то ни было.

— Принцип у директоров школ, видимо, такой: "кто не со мной, тот против меня". В общем, получается, как в сталинские времена: за любую инициативу педагогов начинают преследовать, начинаются настоящие репрессии и гонения! — возмущается председатель общественной организации.

А жалобы, как правило, одни и те же: предвзятое, необъективное распределение стимулирующей части оплаты в школе или вообще отсутствие таковой, снижение заработной платы и так далее. Для многих учителей до сих пор непонятны сам принцип распределения денег и методика расчетов.

Еще одним официально озвученным итогом реформы стала ситуация с дополнительным образованием. Если в 2007 году дополнительным образованием были охвачены 66% детей, то в 2008 году — всего лишь 10%.

— Многие руководители пошли по самому легкому пути — просто сократили педагогов дополнительного образования, — сказал министр образования Алдар Дамдинов.

Выход в условиях уменьшения финансирования, видимо, был как самым легким, так и единственным. Нашумевшее дело пятерых ново-уоянских учителей, которые через суд добились признания незаконности уменьшения их зарплат, — еще более красноречивое подтверждение проблем с реформой: получается, что зарплатные нововведения далеко не всегда сочетаются с трудовым законодательством.

Несколько лет назад была ситуация, когда учителя массово подавали в суд заявления на возмещение денег по методической литературе и деньги в итоге отсудили. Возможно, и сейчас учителя, посмотрев на пример коллег, станут отстаивать свои права в судебных инстанциях.

— Мы выражаем поддержку в отстаивании своих интересов ново-уоянским педагогам и предлагаем свою помощь всем, кто захочет, по примеру этих учителей, отстаивать свои права! - - говорит Геннадий Федик. — Тем более что в этом отношении уже есть положительный прецедент.

^