26.05.2004
Вопрос укрупнения регионов как-то незаметно стал центральной темой разговоров. Считается, что необходимость в укрупнении российских регионов — аксиоматичная данность. Администрация Президента России негласно провозгласила этот курс и регулярно проводит на эту тему совещания с губернаторами. Сама постановка вопроса "Объединение Бурятии с Читинской и Иркутской областями" говорит о том, что кто-то, облеченный властными полномочиями, уже предложил именно этот вариант на обсуждение. Что такое политика в демократической трактовке этого слова? Попытка найти общественный компромисс на основе разных точек зрения на проблему. Жителям Бурятии обсуждать остается только формы объединения.
Объединяемся не объединяясь
— Я за то, чтобы статус республики был сохранен, — заявил Президент Бурятии Леонид Потапов в недавно показанном по трем республиканским телеканалам интервью. — И республика в этот Прибайкальский край, назовем его так условно, вошла бы со своим статусом. Было же у нас три уровня государственного управления: уровень Советского Союза, Российской Федерации и нашей республики. Пусть это сохранится! Даже если и будет представительно-законодательный орган на уровне края, общий бюджет, но статус должен быть четко сохранен. О чем говорит история? Наша республика была в составе Восточно-Сибирского края, была в составе Дальне-Восточной республики, но она везде сохраняла свой статус.
Точка зрения Леонида Потапова сейчас является единственной официально заявленной позицией по объединению от нашей республики. На вопрос администрации Владимира Путина об укрупнении администрация Леонида Потапова, скорее всего, ответила так же, как в этом программном заявлении. Объединение нужно, но у Бурятии должна остаться своя государственность. В виде особого статуса в новообразовании. Скорее всего, такая позиция несколько расходится с "генеральной линией"; логика развития федеративных отношений — да и Конституция РФ — предполагает только два уровня государственной власти: федеральный и региональный. В позиции Леонида Потапова просматривается создание особого уровня — республиканского. Вроде бы мы и объединись, а вроде бы и свою отдельную государственность сохранили. Пока неизвестна реакция администрации Владимира Путина на точку зрения Леонида Потапова. Однако предположить, чего хотят в Кремле, все-таки можно.
Что сказал Жириновский
В Москве считается, что все, что говорит Владимир Жириновский по поводу острых и спорных политических вопросов — попытка Кремля прощупать политическую почву под некими проектами. Это подтверждается, например, тем, что в конце 90-х Жириновский предлагал разделить Россию на 7 федеральных округов, с генералгубернаторами во главе. В 2001 году так и произошло. Единственное различие в том, что лидер ЛДПР предлагал остальные уровни власти упразднить вовсе. В итоге вышло нечто среднее: округи появились полномочные представители Президента РФ играют заметную роль в региональной политике, но и губернаторы пока никуда не делись. Сегодня Владимир Жириновский предлагает также нечто радикальное: региональные выборы отменить, делить страну четко по экономическим и геометрическим принципам.
— Федеральный округ делится примерно пополам, — заявил Владимир Жириновский в интервью правительственной "Российской газете", — Получается 14—15 губерний. Полпред становится губернатором одной губернии, а главой второй губернии — лучший ныне действующий губернатор. Смысл — соединить экономически развитый район с менее развитым, промышленный с сельскохозяйственным, дотационный с донором. Принцип хорош еще тем, что национальные регионы остаются внутри географического региона. Не будет, например, Усть-Ордынского, Агинского, Корякского округов. У них будут просто свои города и центральные поселки. И по моей схеме - - все 15 губернаторов назначаются Президентом. Никаких выборов! Все назначенные губернаторы входят в Госсовет.
Если следовать логике московских слухов, так выглядит в идеале региональная реформа, задуманная администрацией Президента РФ, а степень ее претворения в жизнь будет зависеть от принципиальных позиций местных элит. Согласятся ли они безропотно "укрупниться" или выработают некие свои схемы, приемлемые для федерального центра.
Территориальная реабилитация бурят
В Бурятии же местные элиты инициативу безнадежно теряют, уповая, видимо, на "справедливость" варианта Москвы. Не выработал и даже не начал обсуждать свою позицию по видимо все-таки предстоящему нам объединению наш Народный Хурал. В то же время общественность родственного нам Усть-Ордынского автономного округа начала активно обсуждать фактически состоявшееся свое объединение с Иркутской областью. Ее мнение учесть забыли. На форуме Интернетсайта Бурятия.орг, в народе получившим называние виртуального общебурятского землячества, появился документ, созданный инициативной группой, называющей себя "Молодежь Усть-Ордынского Бурятского Автономного Округа, Агинского Бурятского Автономного Округа, Республики Бурятия, Иркутской области, Читинской области, Республики Калмыкия, а также других субъектов Российской Федерации". В форме открытого письма обращаются создатели письма к Президенту России Владимиру Путину:
— Национальный характер этой проблемы призывает нас снова взглянуть на историю образования Усть-Ордынского Бурятского Автономного Округа. Разделение единого бурятского народа, проживавшего до 1937 г. в Бурят-Монгольской АССР, привело к репрессивному созданию трех разрозненных субъектов с передачей нескольких районов исконного проживания коренного населения (в состав Иркутской и Читинской областей) — бурят, и ныне проживающих в этих субъектах и районах. В этой связи, учитывая факт и признание современной государственной политики Российской Федерации, уважающей ценности демократического общества, и учитывая возможную государственную необходимость последовательного объединения субъектов Российской Федерации, мы просим рассмотрения возможности объединения трех субъектов — Усть-Ордынского и Агинского Бурятских Округов и Республики Бурятия, а также Ольхонского района Иркутской области в единый субъект Российской Федерации.
Хотя это мнение выработано довольно запоздало — план по объединению Усть-Ордынского округа и Иркутской области уже готов и успешно претворяется в жизнь, тем не менее оно очень и очень интересно. Есть своя логика и в таком укрупнении. От количества подобного рода креативных и конструктивных позиций в обществе и у элит, от нашей активности в начинающемся обсуждении зависит в конечном итоге качество конечного варианта объединения.
^