11.03.2009
500 тысяч жителей республики проживает в ее районах. Эти люди практически лишены возможности следить за общереспубликанскими новостями. Только жители города Улан-Удэ и близлежащих населенных пунктов имеют доступ ко всем республиканским телеканалам и газетам и, соответственно, всегда в курсе того, что происходит в республике.
По сравнению с советскими временами подписка на газеты в районах упала просто катастрофически. И из года в год она продолжает сокращаться. Виной тому является дороговизна доставки прессы в районы. Все ведущие газеты республики львиную долю своих тиражей реализуют в Улан-Удэ. В районы отправляется около 10—20%, потому что сельчанам подписка не по карману. И это при том, что вне столицы республики проживает более половины ее жителей.

В то же время, охват радио- и телевещанием районов крайне фрагментарен. Жители деревень в лучшем случае смотрят новости телеканала БГТРК. Большая же часть населения давно переключилась на спутниковые тарелки, где местного вещания нет вовсе.

— В некоторых отдаленных районах республики, например в Тунке, вообще нигде не принимаются никакие республиканские каналы, — говорит редактор телекомпании "Тивиком" Александр Левашов. Жители сельских районов такой ситуацией недовольны.

— Республиканских новостей нам не хватает, — жалуется жительница Тарбагатайского района Светлана Ходикова. — По телевизору из местных каналов вещает только БГТРК. Радио с местными новостями никакого нет вовсе. У нас выходит своя районная газета, но этого явно недостаточно: там выходят информация административного порядка, поздравления и одна-две статьи про новости местечкового масштаба. А мы бы хотели быть в курсе событий, то есть знать все, что происходит в республике в целом.

В районах закрываются почтовые отделения, пункты связи и другие места получения информации. В итоге получается: огромная часть населения республики живет в некоем информационном вакууме и совершенно не знает, что происходит в Бурятии. Жизнь сузилась до размеров собственных деревень, как в XIX веке. И эту проблему частным порядком не решить. Дело в слишком больших расстояниях, для преодоления которых требуются огромные средства. Причем вернуть их, окупить проекты очень сложно. Поэтому инвесторы не торопятся в эту сферу.

— К нам поступило предложение начать вещание в Гусиноозерске. Если найдем инвестора, этот вопрос решится положительно. Но кризис может внести свои коррективы, — говорит Александр Левашов.

Гусиноозерск — довольно крупный населенный пункт, а о поселках поменьше речи вообще не идет. Причем, передатчики, которые могли бы транслировать сигнал улан-удэнских телекомпаний, есть, однако связисты их использовать не торопятся.

С газетами же дело обстоит еще хуже. Бурятское управление почтовой службы не может снизить установленные в Москве расценки на доставку прессы. Сами издания субсидировать подписку на селе не в состоянии — на это просто нет средств. И никакой инвестор тут не поможет. Доставка газет на такие расстояния, какими славится Бурятия, не окупит себя никогда.

Выход из ситуации только один — разработка государственной программы по информационной политике в Бурятии, реализация которой могла бы уравнять в праве на получение информации всех жителей Бурятии. Однако в высоких правительственных кабинетах не то что программу не разрабатывают, но даже о наличии такой проблемы не задумываются.

Между тем, именно информация является современным двигателем социального прогресса. А сельские жители совершенно лишены доступа к информации.

^