11.03.2009
"Ее единственная цель — это идти по канату. Только вперед. Только танцевать, покоряя сердца" — в роковой красавице спектакля "Снег" (в переводе на французский — Neige) Анастасия Кадрулева отчасти видит себя. Но, в отличие от Нэж, единственное, чего Анастасия сейчас хочет, — это жить настоящим, не строя планов и не рассчитывая посекундно каждое свое движение. Что же произошло в жизни талантливой балерины, фотографа, кинорежиссера, интересного человека?
— Когда эта девочка училась в хореографическом училище, уже тогда она была заметной личностью, — вспоминает Екатерина Самбуева, художественный руководитель балета. — Способная, красивая. Она была замечена всеми нами. Тогда мы стали ее продвигать. Еще будучи школьницей, она участвовала в международных конкурсах.

Когда Анастасия выпустилась из училища, на дворе стоял 96-й год. Тяжелое время для всей страны.

— Конечно, такую девочку очень жалко было оставлять здесь, — рассказывает Екатерина Самбуева. — Мы показали ее Эйфману, и она уехала в Петербург.

Театр Эйфмана — лучший театр современного танца России, чьи ученики работают в самых известных и успешных постановках мира.

— То, что она работала у Эйфмана, дало особый толчок ее постановочному таланту, — считает Екатерина Самбуева. — Хотя в школе она не проявляла таких способностей. А вот девочка пошла, поработала, и оказалось, что это призвание главнее, чем призвание танцовщицы.

В прошлом году Анастасия Кадрулева, приехав в Улан-Удэ, занялась постановкой для выпускников художественного училища. Одноактный балет "Путешествие по оркестру" — один из ее первых шагов постановщика.

— В ноябре я сделала дипломную работу-балет по мифу Платона "Андрогинен", — рассказывает Анастасия Кадрулева. — Премьера была в консерватории. Для меня это главное событие. Ну, вроде бы всем понравилось. Диплом, во всяком случае, защитила. Осталось только его получить (смеется).

Учителя и наставники считают одноактный спектакль Анастасии сильной дипломной работой. "Снег" же для балетмейстера должен стать следующим шагом в развитии.

— Это полноценный спектакль, это солидно и является серьезным продолжением работы Насти, — говорит Екатерина Самбуева. — Я думаю, что если все получится, заявка должна иметь, скажем так, большой резонанс.

Года четыре или пять назад в руки Анастасии Кадрулевой попал роман французского писателя Максанса Фермина "Снег", или Neige по-французски. "Снег" поразил балерину своей чистотой. Тогда она написала короткий сценарий спектакля.

— Этот роман — самый короткий из всех романов, — говорит Анастасия. — Он достаточно неоднозначный. Глубокий по своему смыслу. И невероятно светлый и чистый.

Он — юный японский поэт, который пишет белые хокку. Его мечты о белом. Его самые высокие идеалы. Она — канатоходка, которая периодически проходит по тонкой полоске меж вершин скал. Она покоряет сердца людей. Они смотрят на ее прекрасное мастерство, восхищаются ею. А она идет по своему канату, не видя ничего, кроме этого пути. Она — Нэж, белый снег, высокий идеал, в который влюбляется главный герой — Юкку.

Он уходит из дома, оставляя будущий сан сегуна — самурайский чин, который отец хотел передать ему. Идет в горы, где попадает в снежную бурю. Тем не менее, Юкку все-таки встречается со своей мечтой.

— Но Нэж никто не нужен, — рассказывает Анастасия. — И она уходит от него дальше по канату. Почему ей никто не нужен? Хм... Так же, как и Юкку, она создала для себя какой-то идеал, свой путь.

Как-то, листая модный глянец местного производства, я прочитала интервью с Анастасией.

— Я не боюсь одиночества, — признавалась она. — Я довольно самодостаточна.

Слушаю историю про Нэж — ощущение дежавю.

— Да, в какой-то мере я вижу себя в ней, — делится Анастасия. — Хм... да. В какой-то степени. С высоты прожитых лет я понимаю, что можно ходить по головам людей ради достижения своей цели. Не обращать внимания на то, каким образом достигаешь ее. Мне не то чтобы настолько жестко, но приходилось так делать. Это чисто спортивный интерес. Азарт. Когда ты задаешь себе какую-то цель и просто идешь к ней. Высокие идеалы, далеко идущие планы — это, конечно, хорошо, но тогда ты начинаешь забывать о настоящем. Ты не видишь окружающий мир. Не видишь красоты всего того, что с тобой происходит.

Юкку в поисках прекрасной девушки слепнет. Его ослепляет белый снег. Его идеал. Мечта.

— Сейчас странное для меня время, когда, наконец, появляются ясность, понимание, для чего я живу, — делится Анастасия. — Каждый человек, как цветок. Когда он распускается, он понимает, для чего он здесь. И для меня наступает такой момент. Но это пока так все зыбко. В моей жизни начинается новый цикл. Я окончила академию. Пять лет в одном режиме — это очень сложно. Сейчас преподаю в Академии русского балета — это тоже событие, довольно странное для меня и новое. Никогда не думала, что стану преподавателем. Еще предмет такой беспредметный — импровизация. Сложно... У меня умер мой педагог, мой наставник, гуру. Этим летом. Только благодаря ему в хореографии мною было достигнуто что-то. Это меня очень сильно... да, наверное, потрясло. Сложно слово подобрать. Я сейчас нахожусь в таком непонятном состоянии.

Юкку возвращается в свое селение. И все краски, все цвета, которые были снаружи, начинают наполнять его внутренний мир. Он постиг мудрость. И стал понимать, что нельзя создавать идеалы, что вслед за зимой наступает весна.

— Юкку начинает понимать значение любви мира, который окружает его, — рассказывает Анастасия Кадрулева. — У него была девушка — Весенняя Снежинка, которая с детства была в него влюблена. Но он не обращал на нее внимания. Ведь у него Нэж! Какая может быть Снежинка?!

И только в финале он начинает чувствовать любовь близких людей. Отца, который, несмотря на отказ сына от сана сегуна, любит его. Весенней Снежинки, которая сидела под сакурой и ждала, когда же вернется любимый. Она его пригрела возле своего плеча. И тогда Юкку стал писать цветные хокку.

Анастасия сейчас ничего не планирует. По ее словам, она перестала далеко смотреть. Если раньше она точно знала, что будет происходить в следующую секунду, то теперь она отпустила это знание.

— Сейчас я делаю то, что мне хочется делать именно в этот момент и именно с этими людьми, — говорит Анастасия Кадрулева. — Я пытаюсь жить без планов.

Премьера "Снега" планируется на 28, 29 апреля. Точная дата станет известна позднее. Ведь постановочная группа начала свою работу буквально пару дней назад. Однако уже сейчас можно делать ставку, что будущий спектакль станет сенсацией, современной заменой спектакля-легенды "Красавица Ангара". "Снег" практически никогда и никем не ставился. Его рождение как спектакля происходит у нас, в Бурятии.

^