25.03.2009
На прошлой неделе Арбитражный суд Бурятии отказался отменять предписание и штрафы в отношении розничных продавцов бензина на территории Бурятии. Таким образом, невиданный штраф за излишне высокие цены на бензин в размере 7,8 миллиона рублей, большая часть из которых ложится на "Бурятнефтепродукт", продолжает пока оставаться в силе.
Еще в начале декабря прошлого года бурятское УФАС России пришло к выводу о том, что "согласованные действия" пяти хозяйствующих субъектов "ограничивали конкуренцию" на местном товарном рынке нефтепродуктов, и наложило на них всех оборотный штраф. В число "счастливчиков" попали тогда "Бурятнефтепродукт", "Уда-Ойл", "Удэ-Ойл", "Ангойл-Транзит", ИП Лебедева.

Доля этих предприятий — более половины рынка Улан-Удэ. Так вот, долгое время, точнее, с июля по октябрь прошлого года, они, по информации УФАС , "изданием собственных промежуточных приказов или распоряжений устанавливали единую цену на бензин в Улан-Удэ". На автозаправочных станциях, принадлежащих этим структурам, стояли ценники — 24 рубля 80 копеек за литр. Остальные компании, работающие в Улан-Удэ, исходя из доли рынка, "были вынуждены следовать их условиям и подчиняться ценовому давлению". Если бы цена формировалась на рыночных условиях, она была бы значительно ниже, то есть жители Бурятии переплачивали.

Примечательно тут то, что формировалась цена у всех пяти продавцов отнюдь не одинаково. Схемы поставки, системы издержек были разными, по крайней мере, так утверждает бурятское УФАС. Поставка топлива, к примеру, шла разными путями. Некоторые получали бензин из Иркутска, другие — из Читы, большинство же — непосредственно от "Бурятнефтепродукта" как дочернего предприятия "Роснефти". Иначе говоря, на бумаге расчетные цены были у всех разными, но ценники — одинаковыми.

В общем, бурятское УФАС по России пришло в выводу о нарушениях закона "О защите конкуренции". Приказ о возбуждении дела против вышеупомянутых компаний вышел 5 ноября прошлого года. Далее логично были выданы предписания о прекращении нарушения всем пяти хозсубъектам. Кроме этого, был наложен штраф, исчисляемый в процентах от оборота. Причем на гигантскую сумму в 7,8 миллиона рублей. При этом больше всего пострадал, конечно, "Бурятнефтепродукт", чья доля и объемы продаваемого бензина несравнимы с остальными игроками на рынке.

Поэтому никого особо не удивило, что "БНП" решил оспорить решение антимонопольной службы в Арбитражном суде. К "старшему брату" добавилось и ООО "Уда-Ойл". Как пояснили корреспонденту "Номер один" в бурятском УФАСе, их оппоненты приводили аргумент, что фактическая цена для водителей в тот период была не ровно 24 рубля 80 копеек. И действительно, помнится, цены на рекламных указателях возле АЗС и около кассового окошка в прошлом году существенно разнились. Но, как подчеркивают специалисты УФАС, в финансовых документах заявлялась и отображалась цена именно в 24 рубля 80 копеек, но отнюдь не "скидочная". Кроме того, топливные компании пытались объяснить, что они занимались не "согласованными действиями", а "подражанием". Это также не было принято судом во внимание.

18 марта Арбитражный суд Бурятии оставил решение и предписание бурятского УФАС России в силе, отказав в иске "Бурятнефтепродукта" и "Уда-Ойл" полностью. Но надо сказать, что это была всего лишь первая инстанция, и решение суда пока не вступило в законную силу. С большой долей вероятности проигравшие стороны обратятся в 4-й Арбитражный апелляционный суд в Чите. Там и продолжатся сражения за многомиллионный "оборотный" штраф. По сути, этот прецедент явился продолжением федеральной кампании по проверке компаний нефтяной отрасли на предмет ценообразования.

^