01.04.2009
Достаточно пройтись по центру Улан-Удэ в рабочее время — вам обязательно вложат в руку листочек с предложением работы "со свободным графиком и неограниченным доходом". Все заборы и остановки увешаны такими объявлениями. Вполне возможно, что даже ваш знакомый пригласит вас на презентацию "уникального товара" в какую-нибудь сетевую компанию.
Бум сетевого маркетинга

Дополнительный заработок для многих сейчас — единственная возможность получить хоть какую-то занятость. В Национальной библиотеке, где час аренды конференц-зала стоит 2000 рублей, сообщили, что именно сетевые компании по вечерам — основные и постоянные заказчики в последнее время.

Ничего в сетевых продажах предосудительного нет. Можно сказать, что MLM — это законно функционирующая товарно-денежная пирамида. За годы после смутных девяностых россияне смогли-таки победить призрак "Гербалайфа". Многие компании-производители наладили распространение прямыми продажами, экономя на аренде магазинов, зарплате, складах, перевозках и страхуясь от подделок. Но кризис — "кому война, а кому мать родна".

Финансовые пирамиды возникают именно в такие периоды. Маскируясь под различные кредитные, ипотечные структуры, и не только. Основной товар — это надежды. Надежды на достойный и быстрый заработок. Существующие на рынке сетевики давно на своих сайтах предупреждают об опасности попасть в "замаскированную пирамиду".

Главное отличие сетевого маркетинга от пирамиды в том, что продажи — это обязательная составляющая в деятельности любой сетевой компании. Продажи сопровождают дистрибьютора всю его сетевую жизнь. Но подавляющее число людей психологически не любят продавать.

Строим пирамиду

На это и рассчитаны скрытые пирамиды. В пирамиде товар играет формальную роль. Вступительный взнос маскируется под видом первичной закупки товара. Как правило, на крупную сумму. Это пропуск к пирамиде. В пирамиде вам внушается простая и удобная мысль, что вы не продавец, вы элитарный потребитель, и продажи в дальнейшем могут полностью упраздниться. Весь товарооборот такой структуры, в конечном итоге, получается, сформирован из первых закупок новичков. Подобная картина наблюдается в компании "Марин бизнес", которая разрастается с каждым днем. Если месяц назад в аренду снималась комната в Доме быта, то сейчас — этаж в "Курбатовском". Сами руководители открыто говорят о том, что не являются компанией прямых продаж. Их товар — информация. Также прямо говорят о том, что сейчас можно неплохо заработать на привлечении людей с деньгами, но это не будет продолжаться долго. Пропуск — 19000 рублей. Назад хода нет.

На презентации "Марин бизнес" в Национальной библиотеке со сцены слушатели получают трогательные, но правдивые истории о нелегкой жизни и успехе лидеров. Главный лидер в конце озвучивает свой доход: шестьсот тысяч в месяц! С обязательной фразой — "Без продаж!"

Успехи других лидеров поскромнее: двести, сто тысяч в месяц. В финале — искренние рассказы начинающих со сцены. Говорят о залеченных болячках, финансовых проблемах и решимости заработать, скоро уже, вот-вот прибыль "без продаж" покроет размер первой закупки... Аплодисменты от души, с верой в себя. "И я смогу! Ну, чем я хуже?"

Разве это плохо? Конечно, нет. В ассортименте пластыри. Одни высасывают из тела шлаки, другие, напротив, лекарственные, почти от всех болезней. Штука, говорят, эффективная. Далее вам сообщат о размере вступительной закупки — 19000 руб. И вот она — лестница в небо. С каждого приведенного — вам по 1500 руб. С тех, кого привел он, — вам еще 1300 руб. Товар хороший. Торгуй — не хочу, но... вовлеченные быстро понимают, куда они попали и что делать. Еще до закупки вступительной партии товара, в поисках необходимой суммы, все вовлеченные уже с азартом приглашают принять участие в строительстве пирамиды своих знакомых, родственников, соседей, коллег по работе. В случае неудачи купленные на 19000 пластыри сдать нельзя!

Зарабатывают на жадности и глупости

Подполковник милиции Павел Манзанов, заместитель начальника УБЭП, призывает граждан быть бдительными, не спешить расставаться с крупными суммами, если нет уверенности, что их удастся вернуть. Помнить о недавних пирамидах, похоронивших надежды и деньги доверчивых граждан. В период кризиса могут появляться новые формы мошенничества. Как правило, если вспомнить пирамиду "МММ", там в начале люди получали неплохие дивиденды, что и привело к потере бдительности. Ведь пирамиды зарабатывают на человеческих пороках, таких как глупость и жадность.

Организаторы "пирамид" — специалисты по групповой психологии. В офисе царит атмосфера делового ажиотажа, столов 20, и за каждым продают надежды. Посетителей человек 50. За час состав меняется, зал не пустеет с утра до позднего вечера. Вас освободят даже от необходимости расписывать свойства товара и объяснять маркетинговый план. Главное — привести человека в кассу. Он и доведет его до кассы. И если знакомый человек сомневается, посоветуют не давить, а оставить наедине со своими сомнениями. И это работает: человек никуда не денется и придет снова — на дворе кризис.

Сейчас доходы лидеров реальны, это закон любой пирамиды — выигрывают те, кто у истоков. Если прибыль получена без продаж, то за счет чего? Вдумайтесь. Бурный поток от вступительных денег рано или поздно иссякнет. Тут самое время для организаторов выводить деньги, и в бега! Но новым пирамидам необязательно разваливаться. А организаторам скрываться с деньгами. Все законно, есть товар и факт продаж. На руках у горожан останется такое количество пластырей, что острого спроса на них не будет. Тем более что существует масса других способов оздоровиться. Продать надежду удастся единицам, а сотни и тысячи других останутся с дорогими аптечками, потратив время и деньги. Думая, что все это время они занимались именно сетевым маркетингом.

^