15.04.2009
Выставка Даши Намдакова "Преображение: скульптура и графика", открытие которой состоялось 30 января в музее им. Сампилова, прошла в Улан-Удэ с оглушительным успехом. По многочисленным просьбам зрителей она была продлена до 10 апреля. За весь период показа "Преображение" увидели около 20 тысяч посетителей.
— Выставку посмотрели не только горожане, но и жители сельских районов, — говорит Тимур Цыбиков, министр культуры. — Это яркий, громкий проект. И мы стремились к тому, чтобы самые широкие слои населения познакомились с творчеством Даши. Работали с обществами инвалидов, социально незащищенными слоями населения, пенсионерами, ветеранами.

Как говорят сотрудники музея, им приходилось отвечать на большое количество вопросов, которые задавали пришедшие. Это говорит о том, что жители Бурятии хорошо разбираются в искусстве, любят его и ценят.

— Приходили люди, которые вообще впервые посетили музей, и для них выставка была настоящим потрясением, — рассказывают сотрудники музея.

Книга отзывов о выставке содержит 500 страниц зрительских впечатлений. Здесь и школьники, и пенсионеры, и государственные чиновники. Некоторых искусство Даши Намдакова вдохновило на создание стихотворений, которые они посвятили мастеру.

Книга отзывов почетных гостей не менее увесиста. Последние отзывы о выставке оставили посол Индии и губернатор Алтайского края. Некоторые из губернаторов изъявили большое желание познакомиться с мастером лично. Самого Даши Намдакова такой интерес публики уже давно не удивляет. Единственная выставка, перед открытием которой он чувствовал волнение и сомнения, был его первый персональный показ. Как известно, после него Даши Намдакова неизменно сопровождал успех.

Творчество бурятского мастера критики в разных уголках мира называют современной классикой, которая отражает переход из одного тысячелетия в другое. Его стиль хорошо узнаваем. Многие из мастеров даже стали подражать Даши Намдакову. Такой успех он объясняет очень просто: "Я делаю то, чем живу".

Возможно, именно эта чистота отношения к своему искусству, бескорыстность и искренность делают его работы уникальными. Как и все по-настоящему талантливые люди, Даши Намдаков полностью погружается в свой мир воинов и красавиц, лам и шаманов, тотемных животных и мифологических существ. Он может днями находиться в мастерской, напрочь забыв об окружающем мире. Нередко любимая жена призывала его оторваться от работы. Но все же семья, по признанию мастера, это самое главное в его жизни. Выставка "Преображение" уже уехала в Омск.

— Выставка приезжает и уезжает, а хочется, чтобы в городе осталось что-то от тебя, — говорит Даши Намдаков.

Украсить город скульптурой — давнее желание мастера. Впервые оно было реализовано в Казахстане. Город Астана был украшен монументальной скульптурой царицы Тамирис.

— Процесс установления скульптуры в городской среде очень просто происходил с Казахстаном, — рассказывает Даши Намдаков. — Я приехал, встретился с президентом. Поговорили. Практически сразу было принято решение об установке скульптуры. И получилась очень хорошая вещь. Но это, наверное, исключение. Хотелось бы, чтобы и в Улан-Удэ это получилось.

На закрытии выставки художник представит проект ландшафтной скульптуры для нашего города: лошадка несет на себе маленького мальчика. Такое ощущение, что они сейчас взлетят. Скульптура "Полет" посвящена талантливым землякам с драматической судьбой. В этой идее заключена красота и сила творчества сынов Бурятии — Дондока Улзытуева, Валерия Инкижинова, Намжила Нимбуева, Аллы Цыбиковой и многих других, составивших славу культуры своего народа.

Где будет установлена скульптура, каких размеров, пока неизвестно. Но автор представляет ее в небольшом пространстве городского сквера или другого места отдыха горожан, чтобы романтика произведения ненавязчиво воздействовала на сознание человека. Скульптура Даши Намдакова может стать ландшафтной рекламой Бурятии, о которой так много говорят в последнее время. Раскрученный бренд Даши Намдакова в виде "Полета" может привлечь сотни туристов, которые могли бы сфотографироваться на фоне скульптуры.

— Конечно, такие вещи нужны, — говорит Тимур Цыбиков. — Ведь таким образом устанавливается более тесный контакт жителей с искусством.

Возможно, "Полет" станет только началом комплекса скульптурных сюжетов в городской среде, тяготеющих к камерному, а не эпическому жанру монументальных работ в городе.

^