22.04.2009
В Бурятии продолжается реализация "Комплексного проекта модернизации образования Республики Бурятия". Споры по поводу реформы в образовании не утихают. Расставить все точки над i наш корреспондент попытался на встрече с представителями министерства образования и науки Бурятии и Комитета по образованию Улан-Удэ.
Для того чтобы ответить на все вопросы, касающиеся этой темы, министерство образования организовало "круглый стол". Задавали наболевшие вопросы представители общественности: Наталья Федотова, глава городской профсоюзной организации работников образования, и Геннадий Федик, председатель правления общественной организации "Учителя Республики Бурятия".

Проблемы там, где плохой руководитель

В первую очередь обсудили на "круглом столе" вопрос морального климата в школах. Как считают многие педагоги, не всегда директора распределяют стимулирующую часть зарплаты справедливо. Отсюда постоянные склоки, интриги, разделение на "приближенных" к директору и "не приближенных". Управляющие советы при школах, которые должны контролировать процедуру распределения стимулирующей части, существуют зачастую лишь формально.

Вот как прокомментировал эту ситуацию начальник отдела экономики и статистики министерства образования и науки Бурятии Гарма-Доржи Базаров:

— Неприятные моменты, которые сейчас возникают, в любом случае нужно обсуждать в коллективах открыто. Если этого обсуждения нет, если руководитель принимает решения единолично, это неправильно. И если управляющие советы как следует не работают, то, конечно, начинаются эти разговоры в кулуарах. Поэтому все это надо делать открыто и совместно: педагогам, руководству школ, родителям.

Расчет стоимости ученико-часа, распределение стимулирующей части и даже сокращения тех или иных работников в школе — все это тоже в компетенции самой школы и должно быть предельно прозрачно и обоснованно. Зачастую и насущный вопрос по поводу сокращения педагогов дополнительного образования также мог бы решиться не так кардинально, если бы в принятии решений принимал участие весь педагогический коллектив:

— Есть определенный фонд оплаты труда, но разделить его директор может разными способами, — говорит Гарма-Доржи Базаров. — Сегодня просто выгодней и удобнее говорить в первую очередь о сокращении дополнительного образования, в то время как у того же директора может быть по 4—5 заместителей. Поэтому если принимаются такие решения, то это уже опять-таки ответственность общеобразовательного учреждения, его руководителя.

Конец одинаковым зарплатам

Как считает председатель Комитета по образованию Улан-Удэ Светлана Трифонова, недовольны новой системой оплаты труда лишь те педагоги, кто не хочет работать как надо:

— Я очень много встречаюсь с учителями школ. На сегодняшний день я лично объехала 39 школ, и крупных, и маленьких, и отдаленных. Никто не потерял в базовой части, но у всех разная стимулирующая часть. Мы всегда говорим об этом: учителя одинаково получать не будут. Мы должны сегодня эту психологию и ментальность переломить.

Для того чтобы наглядно продемонстрировать, какой не должна быть сегодняшняя психология у педагогов, Светлана Трифонова привела такой пример:

— При встрече с коллективом 8-й школы один из учителей выступил с претензией, почему, мол, учительница математики постоянно пишет грантовые проекты, ей, что заняться нечем? На самом деле заняться этому педагогу, конечно же, есть чем. Но она правильно делает, что участвует в грантовых проектах! Больше будут получать те, кто действительно дает качественное образование. Те, кто дают нам победителей олимпиад — районных, городских, республиканских, всероссийских. На таких учителей нужно ориентироваться!

Проблемы есть, но они решаются, утверждает руководитель Комитета по образованию.

— Сейчас наша задача при сегодняшней ситуации — выжить, — говорит Светлана Трифонова. — Не потерять достойного, качественного образования, не допустить роста преступности, массовых увольнений. Нам нужно помочь, а не говорить только о негативе. Я, например, в последнее время вообще не увидела ни одной статьи о чем-то хорошем в школах города. Я не увидела публикаций о наших победителях всероссийских олимпиад, конкурсов. Давайте об этом будем писать! И говорить о том, что чиновники ничего не делают — неправильно. Помогите нам через позитив!

Норматив повысят?

Предложения министерства образования по поводу увеличения подушевого норматива сейчас находятся на стадии рассмотрения в минфине. Информация о том, каким будет новый норматив для разных типов учреждений и классов, если предложения министерства будут приняты, пока не обнародуется. Но с тем, что данный норматив предельно занижен, сейчас не спорит никто.

Председатель городской профсоюзной организации работников образования Наталья Федотова:

— На сегодняшний день мы разобрались в формулах и расчетах и пришли к пониманию того, почему у нас не совсем все гладко в системе образования, почему внедрение НСОТ происходит так сложно. Все дело в том, что нам недостаточно этого подушевого норматива в 12600 рублей.

Из-за того, что денег катастрофически не хватает, страдает в первую очередь качество образования, уверены Наталья Федотова и Геннадий Федик:

— Мы считаем, что качество образования и качество образовательных услуг, которые мы должны предоставить населению, будет постоянно снижаться, и оно уже снижается, — говорит Геннадий Федик. — Недоработки в расчетах есть. Норматив должен быть увеличен.

Мы — за учителей

— Введение НСОТ — не наша прихоть, это веяние сегодняшнего времени, — говорит Лариса Шаманская, начальник отдела общего образования министерства образования РБ . — Сейчас по всей России зарплата у учителей низкая. Будут хорошие времена — будем доплачивать больше. Но никогда министерство образования, как и сотрудники Комитета по образованию, не были с учителем в противостоянии. Мы всегда вместе с учителями.

Тем временем чиновники констатируют: единой оценки труда учителя относительно стимулирующей надбавки в России пока нет. Распределять и назначать ее должен управляющий совет, в состав которого войдет родительская общественность, которые, понятное дело, в таких делах не специалисты. Четко не определено до сих пор само понятие "качество образования". Есть и ряд других, не до конца продуманных моментов. Однако, по словам министра образования и науки, в целом в отличие от многих других пилотных регионов Бурятия — лидер по освоению эксперимента.

— В чем суть реформы? Советская модель школы ушла в прошлое, сейчас XXI век. Современные технологии, способы обучения. Приходится формировать новый инновационный подход, — говорит Алдар Дамдинов, министр образования и науки.

По словам министра, благодаря участию в проекте республики мы смогли значительно улучшить материальную базу школ, получив денежные вливания на сумму более миллиарда рублей:

— Мы уверены в том, что хорошие учителя получают и должны получать хорошую зарплату. И мы стремимся к тому, чтобы учителя в будущем можно было отнести по уровню доходов к среднему классу. Упор нужно делать на педагогов высшей квалификации, которые являются лидерами среди своих коллег, которые используют новые технологии, чьи ученики выигрывают олимпиады.

В министерстве образования уверены: в СМИ информация о реализации проекта модернизации образования не всегда объективна.

— СМИ — четвертая власть, — говорит Алдар Дамдинов. — Никто не говорит, что все хорошо, мы только апробируем эту модель. Если что-то не получается, то стараемся прийти к конструктивному диалогу. Однако прошлый год мы проиграли в информационном плане, это был какой-то "плач Ярославны". Но на самом деле жаловались только те, кто не может работать по новой системе. Те, кто справился и получил хорошую зарплату, жаловаться не будет. Конечно, сейчас всем трудно. Мы используем сырую, недоработанную модель. Но не многие пилотные регионы смогли проделать такой большой путь, какой проделали мы. Мы идем впереди, несмотря на кризис в стране и другие трудности.

^