22.04.2009
18 апреля прошли любительские соревнования по внедорожному ориентированию под веселым названием "Весенний замес-2009". Верхняя Березовка в тот славный день была перебуровлена колесами пяти десятков автомобилей повышенной проходимости. Организовал соревнования внедорожный клуб Nomad, которому в эти дни исполнился один год.

Ориентирование на автомобилях — это поиск специальных точек, которые хитроумные затейники из "Номада" запрятали в самые труднодоступные уголки. Потому оно и было внедорожным, что добраться до них на простой машине было невозможно. Верхняя Березовка в районе кардиоцентра была испещрена розовыми листами бумаги с номером точки и названием мероприятия.

Точки прятались повсюду: на стволах деревьев, на бетонных конструкциях и прочих предметах окружающей действительности, одна была даже на спиле поваленной сосны высоко в горах. Их было много, и каждому экипажу выдавали карту с обозначением всех точек, регламент и легенду. Вступить в ряды состязающихся мог любой желающий на автомобиле категории "В", имеющем полный привод, водитель должен был быть с правами, страховкой, техосмотром и цифровым фотоаппаратом. Необходим был штурман, разрешены пассажиры (по числу мест в машине).

Стартовый взнос составлял 300—400 руб. (150 для членов клуба). Еще один денежный нюанс был связан с рекламой спонсоров соревнований — отказ от размещения их наклеек на борту машины карался штрафом в 3000 руб. Это обычная практика и действенный способ приобрести халявную рекламную площадь, да еще и такую мобильную. Спонсоры были хорошие и в основном постоянные, не пропускающие автомобильные мероприятия. В их числе: креативная группа Next, СТО "Кочевникоff", "Байкалфарм", "ЦентрЛак" и центр автозвука "Маэстро", а также администрация города, Республиканское агентство по ФКиС и МВД РБ.

Состав участников — их было 54 — был очень разношерстный: джипы всех мастей, и не только. Соревнования проходили в трех классах: "стандарт", "стандарт плюс" и "туризм". Первый — это серийные автомобили с колесами родного размера (возможно использование грязевых покрышек), разрешено наличие ручной лебедки; второй — это колеса до 33 дюймов, ручная лебедка. "Туризм" подразумевал подготовленную для приключений за пределами дороги машину: грязевые шины до 42 дюймов и одну и более лебедок. Приехали настоящие монстры. Одним из самых впечатляющих был лифтованный УАЗкабриолет на умопомрачительных тракторных колесах и нежного розового окраса! Его владелец получил приз за самый красивый автомобиль. И это заслуженно!

На фоне свирепых профессиональных "гряземесителей", подготовленных к участию во внедорожных гонках, выделялись приземистые легковушки пенсионного возраста — Mitsubishi Galant и Toyota Sprinter Carib. "Карибу" уже ничего не страшно, а вот "Галант" закончил гонки печально: в борьбе седана с бездорожьем победило последнее. Выделялся и шикарный Toyota Kluger, люксовый паркетник на базе Camry, и экипаж из прекрасных девушек, членов клуба "Номад", на верном Suzuki Escudo. Алена Шангина и Татьяна Потехина взяли второе место в классе "стандарт плюс" и еще получили приз — золотые подвески от "БайкалФарма" — как единственный женский экипаж.

Трасса пролегала по очень живописным и труднодоступным, с точки зрения обывателя, местам. Любители же приключений были счастливы полазать по грязи, по колеям глубиной в 30 сантиметров и по склонам крутизной в 45 градусов (цифры примерные). Автомобили были разной степени подготовленности — кто-то не взял даже фотоаппарат (использование камер телефонов было запрещено регламентом), а кто-то укомплектовал машину досками, лопатой и запасом топлива и еды. Экипаж розового УАЗа даже успел шашлыки пожарить, забравшись в дебри подальше. Короче говоря, развлекухи хватило всем. Даже те, кто сумел не поломаться (вырванный мост — это один из случаев) и не уронил автомобиль на крутом уклоне, были полны впечатлений. Жаль, что обычный для таких выездов дух братства всех джиперов на "Замесе" был слаб. Бросить все, плюнуть на личный результат и помочь застрявшему коллеге — вот как себя ведут на подобных соревнованиях.

Некоторые же демонстрировали неспортивное поведение. Поэтому сказать, что все испытали стопроцентную радость, нельзя. Поводов для недовольства у гонщиков хватало. Были претензии к карте: точность ее позволяла вместо одной точки найти другую, расположенную в десятке километров от искомой, а также к самой форме мероприятия. Многие предпочли бы просто покатушки по сложной и интересной трассе, а не метания по лесу в поисках точек. Дело в том, что очень сложно найти нужную точку без GPS-навигатора. Имевшие его экипажи имели большое преимущество. Однако найти нужное место недостаточно, нужно выполнить условие легенды — держаться одной рукой за предмет, на котором расположилась точка, второй — за указанную в легенде часть машины (капот, передний или задний бампер). Для этого пилоты машин, по-русски говоря, корячились и изощрялись, наезжая колесом на камни или забираясь в ручей.

Кстати, организаторы позаботились о том, чтобы участники не слишком вредили природе: нельзя было цеплять тросы и стропы за живые деревья без корозащиты, нельзя было сливать технические жидкости в грунт. Были и другие ограничения: было запрещено использовать цепи противоскольжения, гидравлические и пневматические домкраты, а участники обязаны были пользоваться ремнями безопасности.

Несмотря на недочеты, этот день запомнился его героям надолго. Такое яркое событие, приносящее немало эмоций, возможность проверить свои силы и возможности автомобиля — это здорово! Первый "Замес", проведенный год назад, собрал 13 машин, нынешний — уже 54. Клубу Nomad стоит выразить за количественное и качественное развитие большой респект и пожелать роста и успехов!

Результаты соревнований

Класс "стандарт"

1. Андрей Пархоменко, Константин Хабдаев (Улан-Удэавто.ру), ММС Pajero.

2. Александр и Ольга Рогожниковы, ММС Pajero.

3. Максим Батомункуев, Егор Заяхонов (Улан-УдэДром.ру), Toyota Landcruiser 80.

Класс "стандарт плюс"

1. Андрей Царегородцев, Василий Гордеев, Chevy Niva.

2. Алена Шангина, Татьяна Потехина (Внедорожный клуб "Номад"), Suzuki Escudo.

3. Александр Хохлов, Сергей Гилев, Toyota Landcruiser 80.

Класс "туризм"

1. Андрей Зыков, Николай Петрищев (Внедорожный клуб "Номад"), Nissan Safari.

2. Сергей и Анна Патрахины (Внедорожный клуб "Номад"), Suzuki Escudo.

3. Сергей Большаков, Алла Савченко (Внедорожный клуб "Номад").

^