02.06.2004
30 апреля в 9 часов вечера маршрутный микроавтобус с двумя пассажирами вышел из Кяхты и направился в Улан-Удэ. Через полтора часа при проезде Гусиноозерска в районе так называемой "верхней заправки" машина подверглась нападению неизвестных людей — микрик закидали камнями. Один булыжник помял пассажирскую дверь, второй ударился в верхнюю рамку лобового окна и выбил стекло.
Пролети камень чуть ниже, наверняка водитель получил бы очень серьезную травму, тем более что автобус шел на приличной скорости. После этого маршрутчик отправился в РОВД Селенгинского района, однако там, продержав его до 12 часов вечера, заявление о нападении так и не приняли. Только спустя две недели, 13 мая, уголовное дело по этому факту все же было заведено. Но это нападение не было первым, которому подверглись водители маршрута "Улан-Удэ — Кяхта", и последним, кстати, оно тоже не стало.
25 апреля, также в Гусиноозерске, возле кафе был обкидан камнями микроавтобус, в стекло не попали, но был помят бок машины. На позапрошлой неделе еще одна маршрутка подверглась нападению. Камень прилетел буквально в пяти сантиметрах от линии стекла. Напротив этого окна сидела пассажирка с маленьким ребенком, пролети камень чуть выше, могла бы случиться страшная трагедия. Нападения на микроавтобусы происходят, по словам водителей, буквально каждую неделю. По их мнению, кто-то целенаправленно пытается выжить их с маршрута. Сценарии нападений похожи друг на друга как две капли воды. Видимо, после отправления маршрутки из Кяхты злоумышленники сообщают по телефону своим "коллегам" в Гусиноозерске приметы и номер машины. После этого на пустынном участке трассы устраивается засада. Кстати, в самой Кяхте никто не нападает, видимо, там боятся, что преступников можно будет легко вычислить. Что же происходит на кяхтинском маршруте, если в ход идут уже крайние меры?
Как рассказали нам водители бригады маршрута "Улан-Удэ — Кяхта", проблемы у них начались в январе 2004 года. С этого момента на линии появилась еще одна бригада, созданная, по их словам, при содействии главы администрации Кяхтинского района и руководства ООО "УУМАТП", нынешнего арендатора Улан-Удэнского автовокзала. Именно после это и начались угрозы в адрес "старой" бригады. Кроме того, оказывается давление на водителей со стороны официальных ведомств, в Кяхте проводятся проверки с привлечением налоговой, транспортной инспекций, сотрудников ГИБДД. И, наверное, совсем не случайно "новую" кяхтинскую бригаду не трогают.
Эти случаи — только видимая часть айсберга проблемы, которая развивается в течение целого года. Несмотря на многочисленные публикации в СМИ и обращения в различные властные инстанции, вопрос остается до сих пор открытым. Создается ощущение, что противоречия, возникшие в последнее время в транспортной отрасли республики, представителей власти вполне устраивают. Возможно, кто-то имеет и определенную выгоду от такого положения дел. Однако, споры между водителями-частниками и силами, пытающимися взять их под свой контроль, из экономической сферы давно перетекли в уголовную, а это уже затрагивает интересы общества в целом. К счастью, никто из пассажиров пока не пострадал во время нападений на кяхтинские маршрутки. Но, кто знает, как полетит камень следующий раз?
^