29.04.2009
Водитель имеет право знать о своих правах больше, особенно когда речь идет о его "правах". А если без каламбура, то каждый автолюбитель должен располагать наиболее полной информацией обо всем, что касается его водительского удостоверения. Накопившиеся вопросы о документе, подтверждающем право на управление транспортными средствами, корреспондент "Номер один" задала автомобильному юристу, известному в кругах автовладельцев. Аюр Цыбиков, регулярно защищающий права автомобилистов, рассказал немало интересного.
— Скажите, Аюр, каков перечень самых популярных нарушений ПДД, за которые можно лишиться права управлять автомобилем?

— По моим наблюдениям, сей непочетный "пьедестал" таков:

1. Управление ТС в состоянии опьянения.

2. Отказ от прохождения медицинского освидетельствования.

3. Выезд, в нарушение ПДД, на сторону дороги, предназначенную для встречного движения.

— А возможна ли ситуация, когда водитель трезв, но его направляют в наркодиспансер?

— Нет, в нашей Бурятии сотрудники ГИБДД вряд ли направят на освидетельствование водителя, у которого нет никаких признаков опьянения. Но стоит им учуять легкий запах, например, остаточные явления вчерашних праздников, они сразу достанут алкометр. И доказывать, что не пил, когда водитель уже попал под подозрение, нет смысла. Инспекторы знают, что спорят обычно водители, которые чувствуют себя трезвыми, хотя выпили, и установленное количество алкоголя лишь ненамного превышает установленный предел. Таким водителям вдвойне обидно получить такое же наказание, которые получают сильно пьяные водители.

— Можно ли избежать лишения права управления ТС, если освидетельствование показало состояние опьянения?

— В нашей республике водителям за управление ТС в состоянии опьянения и за отказ от прохождения медицинского освидетельствования мировые судьи всегда дают минимальное наказание — один год и шесть месяцев. Это не зависит ни от степени опьянения, ни от семейного положения, ни от работы, ни от каких-либо других "уважительных", по мнению водителя, причин. Такой подход, наверное, нельзя признать справедливым. Военные судьи к своим (военнослужащим) намного строже: они дают максимальное наказание — два года лишения права управления. Единственное, на что обращают внимание судьи при назначении наказания, — отсутствие таких же нарушений ранее.

— То есть избежать лишения "прав" нельзя?

— Нельзя, и водители должны это четко понимать. Никакие, якобы "уважительные", причины не дают возможности понести другое наказание. Поэтому нужно думать о последствиях, приступая к застолью. Наглядно иллюстрирует слова юриста обычная ситуация из жизни. Совсем недавно некий улан-удэнский водитель был остановлен сотрудниками ГИБДД за мелкое нарушение. Молодой человек с утра выпил пару рюмок водки, а вечером сел за руль, чувствуя себя абсолютно трезвым. Считая, что алкоголь уже был усвоен и выведен организмом, он спокойно пообщался с инспекторами, которые в самом конце беседы почувствовали едва уловимый запах алкоголя. Сотрудники предложили подуть в алкометр, а затем проехать в наркологический диспансер. Приборчик показал 0,33 промилле. "Вы трезвы, пока доедем через весь город, все выветрится окончательно", — утешили инспекторы. Однако в нарколожке врач, не показывая алкометра, объявил, что показания прибора составили аж 0,9, а в акте освидетельствования он написал несоответствующие истине данные. Водитель был по всем признакам трезв, все испытания прошел безукоризненно, но врач исказил правду. Видимо, эта ситуация — из ряда обыденных.

Автору этой статьи тоже выпадало счастье проходить освидетельствование, и отношение врача добросовестным нельзя было назвать. Ситуация была прямо обратная: едва взглянув на меня, врач мигом заполнил и выдал на руки акт. И я с удивлением прочла, что без ошибок прошла пальце-носовую пробу, была устойчива в позе Ромберга и т.д. Главное, что эти тесты якобы были проведены дважды с интервалом в 20 минут! На самом деле я не выполнила ни одного.

Аюр Цыбиков прокомментировал несоблюдение процедуры медицинского освидетельствования так:

— К сожалению, нужно доказать обстоятельство неправильного проведения обследования. А кто ж поверит "пьяному" водителю? Никто! К сожалению, оборудование в наркологическом диспансере не позволяет хранить информацию о времени и результатах проб. В этом отношении алкотестеры, которыми пользуются сотрудники ГИБДД на дороге, более совершенны. Есть современное оборудование и на периферии, например, в Гусиноозерской ЦРБ. Улан-удэнским водителям остается уповать на справедливость и объективность дежурного врача". Так что бороться с медицинским беспределом мы не можем. Очень жаль, что у нас одна нарколожка: будь еще одно подобное заведение, можно было бы делать экспертизу, не зависящую от симпатии или антипатии врача.

У многих после лишения возникает вопрос: как вернуть "права"?

На это юрист ответил:

— Единственный законный способ вернуть водительское удостоверение — судебный: прекращение производства по делу за отсутствием состава правонарушения. По этому пути идут адвокаты и, как правило, проигрывают. В этой связи мелькавшее по телевизору объявление о гарантированном возвращении водительских прав — не более чем мелкое мошенничество. Есть информация, что водители договариваются о возвращении водительских удостоверений, а сведения о лишении их права управления ТС исчезают из базы данных ГИБДД. Это весьма вероятно. Но такие деяния содержат признаки преступления, раскрыть которое несложно. При наличии информации выявить сотрудника ГИБДД, причастного к этому, для оперативников не составит труда. И просто увольнением такого сотрудника дело не закончится.

А в фирмы, предлагающие подобные услуги, обращаться не советую. Как минимум, это грозит потерей денег. Как показало небольшое исследование сайтов Интернета, подобные незаконные услуги в крупных городах предлагаются наиболее активно, и стоимость их разная. Самая дорогая услуга — это возвращение прав с изъятием данных о лишении из базы ГИБДД (40 тыс. руб.). Предлагают и поддельные водительские удостоверения — напечатанные на настоящих бланках, но подписанные коррумпированными сотрудникам ГИБДД. Воспользоваться этими услугами — значит самому стать преступником.

Есть еще один нечестный способ — поменять фамилию, отучиться в автошколе и снова получить водительское удостоверение. Как показывает практика, это вполне действенный способ, если не нарушать в дальнейшем. Мы же считаем наилучшим не допускать нарушений ПДД, чтобы вас было не в чем упрекнуть никому. Ни инспектору, ни вам же самому. И все!

P.S. Если у вас есть вопросы, на которые мог бы ответить опытный автоюрист Аюр Цыбиков, обращайтесь к нему по телефону 68-07-96. Ответы на наиболее интересные будут опубликованы в "Автоформуле".

^