06.05.2009
"У каждого человека свой путь и, чтобы идти по его канату, зачастую приходится бороться с ветром перемен, удерживать баланс, сохраняя равновесие — духовное и физическое, — говорит Анастасия Кадрулева, режиссер-балетмейстер спектакля "Юки", премьера которого состоялась 30 апреля в Бурятском театре драмы. Корреспондент "Номер один" попытался разобраться в сложных японских театральных конструкциях.
Когда около двух месяцев назад Анастасия Кадрулева описывала зарисовки готовящегося спектакля, я была под большим впечатлением от образа Нэж. Сильная личность, самобытная и независимая. От прочтения романа, по мотивам которого создавался спектакль, предчувствие важного события в театральной сфере только усилилось. Наконец день премьеры настал. Поднялся занавес.

Мир Юки Акито, главного героя, юного японского поэта — это мир высоких целей, постоянного стремления к чему-то. В этом мире немного холодно, но главный герой этого не замечает.

Несмотря на то что декорации были выполнены в духе японского минимализма, они отличались концептуальностью и масштабом. Белые конструкции, символизирующие то горы, то стены дома Юки. Белый полупрозрачный занавес, как снег, застилающий глаза идущему. Белое дерево сакуры, чьи лепестки — это хокку юного поэта. Они так же белы, как и его мечты.

Оригинальны и костюмы героев. В зависимости от действия на сцене они менялись. Еще одна деталь в образах — лица героев, за исключением главных, были скрыты под толстыми слоями белой пудры. На фоне девушек-снежинок Нэж, белая мечта Юки, его высокий идеал, представлялась, напротив, олицетворением цветного хокку: огненно-рыжие волосы, ноги, руки, не обтянутые белыми тканями.

Впечатляет хореография спектакля. Необычные танцевальные приемы, отражающие состояние героев. Движения, с одной стороны, хаотичны, как кружение снежинок, с другой — точны, как путь по канату. Действительно, как признавались актеры, спектакль требует игры каждой клеточкой тела.

Важную роль в спектакле играют музыка, свет и видеодекорации. Например, белый занавес использовался в качестве монитора, на котором показывалось видео. Эффектным был прием, когда Юки стал подниматься в гору, утопая в сугробах снега, роль которых исполняли артистки. И сделать эту сцену понятной помогло видео, где Юки бежал по снегу. Теперь уже настоящему. Зал залился аплодисментами.

Были и не совсем понятные для зрителя моменты. Например, когда девушки-снежинки танцевали в полной тишине. Некоторым казалось, что-то случилось с аппаратурой, поэтому музыка отсутствует. На самом же деле, причина проста: так же как бесшумно падает снег, так и артистки, олицетворяющие снежинок, танцевали в тишине.

"Нэж — это сон Юки, — говорит Виктор Дампилов, исполнитель партии Юки. — Она в его фантазиях. Она вдохновила его на создание хокку".

Когда Юки просыпается, он украшает сакуру теперь уже цветным хокку, которые поэт писал на шелковых платках. Белые стены заливает яркий свет. Разноцветные радужные круги мерцают и пульсируют. Юки постигает мудрость.

Актеры смогли очень точно передать это состояние просветления. Сами участники проекта также видели спектакль в первый раз. Это связано с тем, что у труппы нет своей сцены, где они смогли бы свободно репетировать. Несомненно, премьера спектакля "Юки" прошла с успехом. Теперь остается надеяться, что успешным будет и участие "Юки" в престижном театральном конкурсе "Золотая маска".

^