20.05.2009
Любой водитель каждый день по многу раз оказывается перед выбором — пропустить пешехода или нет. Каждый раз происходит в голове процесс анализа: в положенном или неположенном месте пешеход, с какой скоростью он движется, не метнется ли обратно, нет ли поблизости гаишника и так далее.

С 22 мая на этот выбор будет влиять еще один момент — увеличившийся в десять раз штраф за "непропускание" пешехода на переходе: со "стольника" до тысячи. Именно в этот день вступают в силу поправки в КоАП, которые были подписаны недавно президентом Медведевым. Самих пешеходов тоже ждет ужесточение наказания: за переход дороги в неположенном месте штраф составит 200 руб., а не 100. На все эти темы ваш автор пообщалась с обеими сторонами — с теми, кто на колесах, и с теми, кто на ногах.

Спасет ли штраф?

Мнения разделились очень сильно. Пешеходы рады суровой мере для водителей и уверены, что это поможет в их "противостоянии". А водители не верят в то, что более суровое наказание поможет им стать культурнее. Все очень эмоционально относятся к новому размеру штрафа и никто ужесточению наказания рад не был. При этом, как ни странно, мало кто верит в действенность меры: большинство водителей уверяют, что они как пропускали (или не пропускали) пешеходов на "зебре", так и будут, и увеличение штрафа их не пугает. Многие жаловались на то, что пешие переходят дорогу "очень плохо" — медленно, задерживая движение. Кое-кто припомнил, что пешеходы, переходя дорогу, частенько разговаривают по мобильному телефону, и предложил ввести и для них штраф, как тот, что действует для водителей.

Действительно, пешеходы тоже являются участниками дорожного движения и обязаны нести ответственность за нарушение ПДД. Судя по всему, большинство пешеходов правил вообще не знает, поэтому систематическое обучение правилам дорожного движения должно проводиться, начиная с садика и школы. И родители, которые тянут своего ребенка через дорогу в неположенном месте, — это антипример, которого быть не должно. Многие опрошенные водители сказали, что ошибки, которые они совершали, будучи пешими, осознали, лишь когда сами сели за руль: "Теперь перехожу дорогу предельно аккуратно, стараясь не создавать помех и аварийных ситуаций".

Лучший пешеход — это вышедший из машины водитель. А еще, к сожалению, водитель очень уязвим, с точки зрения закона, и еще неизвестно, кому придется в итоге хуже в случае столкновения транспортного средства и человека. Один из автомобилистов вот что рассказал по поводу управления "средством повышенной опасности". Ехал он себе по городу, никому не мешал, переходов и в помине не было. И вдруг из-за припаркованного автобуса, метрах в 10 от движущейся машины, на дорогу выбежал бомж.

Водитель — по тормозам, и, хотя скорость была около 40 км/ч, места для торможения все же не хватило. Бомж помял капот, разбил лобовое стекло и себе голову. После удара он лежал на дороге, а водитель думал о его кончине и своей судимости. Через некоторое время пострадавший очнулся, встал и попросил... денег на водку. После просьбы был послан подальше, поскольку уже вызвали ДПС и "скорую". В результате бомж ушел с места происшествия своими ногами и без водки, а водитель просидел в ГИБДД 10 часов, написал кучу объяснительных, из которых следовало, что он невиновен. Это понимали и гаишники, которые отпустили водителя с миром. Но добавили: молись, чтобы дедушка не помер в ближайшее время, а то проблем будет гора... Финансовый итог ДТП — ремонт капота и замена лобового стекла на 35 тысяч рублей.

Приведенный случай известный автоюрист Аюр Цыбиков прокомментировал так: "С точки зрения закона, водитель уязвим не зря. Кто пострадает в ДТП сильнее: пешеход или водитель? Ясное дело, что пешеход. Описанного водителя, который пострадал рублем, мне не жаль. Заработает еще, а полученный опыт позволит ему быть еще осторожнее и внимательнее. Как пешехода ужесточение ответственности меня радует. Водители не пропускают пешеходов в массовом порядке. Характеристики современных автомобилей таковы, что торможение они начинают перед самым переходом, а пешеход, видя, как несется автомобиль, рисковать жизнью и здоровьем не смеет".

Кстати, о торможении. Нередки аварии из-за того, что водитель резко остановился, пропуская выскочившего перед ним пешехода или животное. В его автомобиль сзади влетает неосторожный коллега (отвлекся или не соблюдал дистанцию — все это встречается постоянно). Поэтому неплохое решение — убрать пешеходов с проезжих частей, построив для них подземные или надземные переходы. Один из них давно напрашивается на "Восточных воротах" в направлении от центра города — здесь из-за "зебры" создается пробка. Подобных мест немало, а вот подземных переходов у нас меньше, чем пальцев на одной руке.

Сами пешеходы, которые приняли участие в опросе, новым штрафам для водителей откровенно обрадовались и выразили надежду, что им станет проще жить. Узнав, что ужесточено наказание и для них, они огорчились. Многие из них не просто ругали водителей за то, что те носятся по "зебре" да еще и сигналят, но и высказывали мнения, которые понравятся их "оппонентам" на колесах.

Наличие водителей в семье очень сильно влияет на сознание пешехода. Например, одна улан-удэнка, жена и мать водителей, сказала следующее: "Если повышение штрафа положительно скажется на безопасности дорожного движения, то я с этой мерой согласна. Но и мы, пешеходы, должны быть сознательными. Нужно нам сбиваться в группки, а не переходить по одному, ведь всех не напропускаешься. Многие вышагивают, как важные цапли, это неправильно, поскольку стояние большого количества машин усугубляет пробки и увеличивает количество ядовитых выхлопных газов в воздухе".

Вспомни правила

Если перечесть текст ПДД, можно обнаружить большое количество требований, причем к пешеходам их даже больше, чем к водителям. Вкратце напомним обязанности участников дорожного движения.

Водитель не просто пропускает пешеходов на регулируемых и нерегулируемых переходах, он должен позволять им заканчивать движение по "зебре", даже если уже загорелся зеленый. Нельзя вставать на пешеходных переходах (что постоянно практикуется) и давить тех, кто вышел из трамвая или идет к нему. Слепых пешеходов с белой тростью нужно пропускать всегда и везде. Без правил понятно, что следует быть осторожным в местах, где много пешеходов — возле остановок, магазинов и парковок.

Пешеходам не стоит расслабляться. Специально для них краткое содержание правил. Там написано, что если нет тротуара, пешеходы должны идти по краю проезжей части лицом к встречному транспорту. В условиях недостаточной видимости (туман, темнота) идущие по обочине или дороге люди обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами. Если в зоне видимости нет перехода, следует пересекать проезжую часть перпендикулярно краю проезжей части и, что важно, там, где она хорошо просматривается. Главное правило, которое нарушается весьма активно: можно выходить на проезжую часть только после того, как оценишь расстояние до приближающихся автомобилей, их скорость и убедишься, что переход безопасен. Кроме того, нельзя пешеходам задерживаться или останавливаться на проезжей части.

Однако это не все. Мало соблюдать ПДД всем. Важно, чтобы водители и пешеходы изменили отношение друг к другу и перестали быть противостоящими сторонами. Дорожное движение — это не война, это часть жизни и сотрудничество.

О том, что негативные эмоции на дороге неуместны, свидетельствуют и примеры из практики автомобильного юриста. Неприятно удивил меня такой случай. "Я в качестве водителя пропускал на переходе пешехода. Водитель позади меня в это время возмущенно сигналил. Мало того, что он не прав. Даже если бы перехода не было, я не имею права давить пешехода.

В другой раз меня самого остановил сотрудник ГИБДД и спросил, почему пешеходу не уступил. Пешеход стоял на автобусной остановке возле Центрального рынка напротив ШРМ. Я ответил, что не понял, собирается ли он переходить дорогу или ждет автобуса. Так оно и было. Тогда сотрудник обошел мой автомобиль и обнаружил отсутствие передних брызговиков. Составил в отношении меня протокол о наличии неисправностей (ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ). В протоколе я написал, что не знаю, предусмотрены ли конструкцией автомобиля "Королла" брызговики. В итоге дело было прекращено, а сотрудник ГИБДД лишен премии. Раз сотрудник ГИБДД уделил мне особое внимание, пришлось ответить тем же.

Как водителя, меня заботит не ужесточение наказания, а справедливость его применения. В том, что наказание будет применяться на глазок, я не сомневаюсь. Как здесь спорить по вопросу, создавал ли ты помеху для пешехода или успевал до его подхода? Практика показала, что и при размере штрафа в 2500 руб. (за движение по тротуару) водители редко обжалуют действия сотрудников ГИБДД. Поэтому увеличения судебных тяжб по не пропуску пешеходов я не прогнозирую".

Получить консультацию Аюра Цыбикова на тему автомобильного права можно, позвонив ему по телефону: 68-07-96. Самые интересные случаи из его практики будут опубликованы в "Автоформуле".

^