03.06.2009
На прошлой неделе правительство Бурятии предъявило общественности новую инициативу по поддержке малого бизнеса. На этот раз обещают дешевое "микрокредитование". Лишние деньги в оборот в столь суровое время — это, конечно, хорошо, но большей частью пользы малому бизнесу они не принесут. Ведь в республике малый бизнес и государство до сих пор продолжают жить в разных измерениях и пересекаются лишь по большой нужде.
Фурора нет

Из республиканского бюджета-2009 на цели "микрокредитования" уже выделено порядка 29 млн руб. Процентная ставка по кредитам составит всего 5%. По мнению специалистов и самих предпринимателей, условия кредитования очень выгодные. Но фурора инициатива в кругах предпринимателей не произвела.

Просто у худо-бедно действующего малого бизнеса в Бурятии есть выбор: выйти из тени и показать реальную бухгалтерию (тогда есть смысл участвовать в конкурсе, причем без гарантии победы) или продолжать выживать в суровых условиях кризиса самостоятельно, все больше уходя в серые схемы, по возможности "оптимизируя" налоги.

Вероятно, что деньги честно распределят между нуждающимися бизнесменами. Но большей частью средства уйдут и без того живущим за счет государства "предпринимателям", весь основной смысл "деятельности" которых — сбор госпомощи такого рода. Настоящий же малый бизнес в Бурятии не привык играть с государством в азартные игры.

Бизнес в тени

Для начала надо принять как факт очевидное: в Бурятии нет даже точных данных о количестве людей, которых можно назвать "малыми бизнесменами". Тем более нет данных по трудоустроенным у них людям. Вернее, в правительстве Бурятии оперируют цифрами куда меньшими, чем этот сектор экономики представляет себя в реальности.

По данным Республиканского агентства по развитию промышленности и предпринимательства, сейчас в Бурятии зарегистрировано порядка 28 тысяч индивидуальных предпринимателей и 5,8 тысячи субъектов малого предпринимательства. Всего в малом и среднем бизнесе Бурятии занято порядка 130 тысяч человек.

Замечательно, но бизнесмены Бурятии, спасаясь от административных проблем, не хотят выходить из тени. Это означает, что штатные единицы, зарплаты, налоги показаны по минимуму. По федеральным данным, в России в 2007 году только 61% малых и средних предприятий работали по полностью легальным схемам, у 22% часть оборота происходила "в тени", а 17% полностью функционировали "вчерную".

Вряд ли Бурятия является счастливым исключением из правил. Более того, есть все основания предполагать, что у нас ситуация еще более печальная. Потому как показать реальный оборот, штатное расписание — это полностью обнажиться перед государством и конкурентами, что чревато.

Конкуренция за административный ресурс

Главное, что заботит реально действующий малый бизнес, — совсем не деньги от государства. Гораздо важнее в Бурятии справедливые суды, низкая коррупция и честная конкуренция. С коими проблем больше, чем с набившим оскомину кризисом.

С чего начинает вменяемый предприниматель в Бурятии разбирать конфликт с государством или конкурентом? В первую очередь с поиска знакомых влиятельных лиц во власти, которые могут внести корректировки в "решения", "предписания", "заключения". Таким образом, с обеих сторон участники процесса продавливают податливую надзорную и контрольную власть. Выносится решение "по понятиям". Если у предпринимателя слабый "административный ресурс", он проигрывает. Это годами складывавшиеся правила игры. Адвокаты разводят руками.

Любой управляющий или хозяин, начиная с парикмахерской заканчивая крупным торговым центром, разделенным на ИП-шки, расскажет в приватной беседе о способах "захода в кабинет" той или иной структуры, в том числе федеральной. Наиболее битые предприниматели запросто рисуют схемы со стрелками или цифрами взаимоотношений ведомств и их руководителей между собой. Не просто как хобби, но для изучения, к кому идти, на кого ссылаться. И, не дай бог, промахнуться: схемы должны быть актуальными, ведь чиновникам свойственно неожиданно сориться между собой.

Здесь даже не надо приводить конкретных примеров. Все без исключения в Бурятии публичные конфликты в бизнесе последних лет разбирались именно таким путем. Достаточно почитать подшивки газет. Но в газетах и на телевидении — только часть "айсберга".

Ходоки в Москву

На таком негативном фоне помощь государства малому бизнесу выглядит попросту смешно. Недоверие бизнеса к власти, причем не только к правительству, но и к федеральным и муниципальным структурам, породило новый неожиданный тренд среди местного бизнеса. Устав договариваться "по понятиям", предприниматели освоили тропу в Москву. Теперь что ни конфликт, то идет заброс официальных писем в федеральные структуры вплоть до Кремля.

Если ранее письмо от улан-удэнского бизнесмена в Кремль считалось новостью, то теперь в Москве читают письма пачками. Далее они отправляют их в Улан-Удэ с требованием разобраться. Местные власти разбираются вновь "по понятиям", следует очередная посылка в Москву "с приветом". Иногда предпринимателю эпистолярий помогает, в большей части нет. Но создается критическая масса жалоб бизнеса от Бурятии. Письма анализируются, там делаются выводы.

Недоверие бизнеса к власти и к ее помощи, а также "понятийные" взаимоотношения с контрольными и надзорными органами — это всего лишь пара наблюдений. Вокруг стандартного предпринимателя Бурятии масса других "заморочек" с государством. Поэтому мысль власти, что "сейчас мы поможем рублем бизнесу, и все будет замечательно", оптимистична, но неверна. Все слишком запущенно.

^