10.06.2009
Поскольку топливо снова начало дорожать, экономичность автомобиля опять выходит на первое место. Повсеместное снижение доходов тоже вносит лепту, и эту "веселую" финансовую картинку дополняют подскочившие цены на автомобили. А еще город стоит в пробках, вызванных судорожным показушным ремонтом небольшого количества дорог к приезду Путина (сейчас потратят все деньги, и там, где ремонт был необходим, останется разбомбленный асфальт). Но ездить-то хочется всем. Поэтому самое время поговорить о классе автомобилей, которые способны бороться со всеми вышеперечисленными проблемами одновременно. Малолитражка — имя этому волшебному явлению.
Немного анатомии и психологии

Напомню для начала, что это такое. Малолитражки — это те, у кого маленький литраж четырехцилиндрового мотора, от одного литра до полутора, они же В-класс. Длина автомобильчика "от носика до хвостика" примерно 3,5 м. Вмещает водителя и трех пассажиров. Самый часто встречающийся тип кузова — хэтчбек о пяти дверках (иногда трех), редко седан, а извращенцы-японцы строят на этой же базе микро-минивэнчики. Даже престижные производители выпускают небольшие машинки: BMW придумала "копейку", а мерседесовцы отметились в крохе Smart. В наших краях малолитражки стали популярны с приходом всеобщей автомобилизации. Ездят на них преимущественно молодые водители или те, кто не может позволить себе транспортное средство Full size. Есть и те, кто принципиально водит маленькую машинку, и таких людей все больше.

С восторженными новичками все понятно: первая машина, какая бы она ни была, хоть подыхающая развалюха, хоть смешная "карапузка", всегда самая-самая. Те же, кто ездит на малолитражке из экономических соображений, заслуживает уважения хотя бы потому, что у этих людей хватило мужества не пытаться пускать пыль в глаза более престижной машиной, которую удается содержать лишь "впроголодь". "Лучше залить 10 литров в маленькую машинку и ездить два-три дня, чем сгонять разок куда-то на большой", — справедливо рассуждает бережливый хозяин. При покупке самой машины за одни и те же деньги можно приобрести "свежую" малышку в отличном состоянии или здоровенную замученную рухлядь. Расходы на содержание их после покупки будут отличаться не в два раза, а, скорее, в десять: у первой только фильтр и масло, у второй — капиталка всего поочередно.

Появилась категория людей, которые просто любят компактные автомобильчики, ведь последние имеют много реальных преимуществ. Продвинутые личности готовы сознательно мириться с недостатками малышек ради их достоинств и из соображений экологии.

Большие плюсы малышей

Так мы подошли к оглашению многочисленных достоинств малолитражек. Для города маленькая машина удобна как никакая другая, особенно в часы пик. Проехать или припарковаться на малютке намного проще, чем на полноразмерном автомобиле. А если все "Крузаки" поменять на Vitz, то пробки стали бы раза в два меньше! Из скромных размеров вытекает потрясающая маневренность и точное чувство габаритов. Разворот в один прием на площади чуть больше носового платка, парковка впритык, проезд между стоящих рядов автомобилей — большие завидуют!

К тому же радует и экономичность. Малая масса машинок позволяет шустро стартовать, а их простенькая управляемость — получать острые ощущения от прохождения поворотов уже на 60 км/ч! Большие седаны едут рядом, их водители зевают, а ты чувствуешь себя Шумахером! И при этом твой "болид" выделяет в атмосферу куда меньше выхлопных газов.

Обслуживание маленького автомобиля обходится существенно дешевле. Кроха не вызывает у СТО-шников желания нажиться на ее скромном владельце, а мойка кузова и замена масла — самые доступные. Наиболее дешевы у малышек и покрышки, и аккумуляторы, и большинство деталей (но на это сильнее влияет фирма-производитель, на одно и то же у Toyota и Honda ценники отличаются в разы).

Владение малышкой экономит нервы: риск угона невысок. Достаточно поставить на нее обычную сигналку, чтобы та отпугивала шпану, ведь серьезные угонщики на дешевую машинку даже не посмотрят.

Вторая сторона "медалек"

Но у маленьких "ангелочков" есть и существенные недостатки. Как технические, так и психологические. В наших краях менталитет предписывает возить свои 70—80 кг веса на полутора, а лучше двух тоннах железа. Едет себе здоровенный внедорожник с расходом топлива 20 л в час, везет одного владельца и его барсетку. Все потому, что не круто водить малолитражку. В народе есть очень меткое высказывание: "Автомобиль — это продолжение мужского детородного органа". Значит, покупая большую машину, вы подтверждаете, что вам необходимо что-то увеличивать? А если серьезно, то посадка на малолитражку, а в большей степени пересадка на нее, требуют определенной доли мужества. Женщинам в этом плане намного проще: у них нет комплексов, связанных с размерами частей тела. А если и есть, то решаются они при помощи двух порций силикона.

Те, кто примкнул к когорте водителей малышек, отмечают большее неуважение к своему транспортному средству со стороны всяких "крупняков". Толстолобые маршрутки и "откормленные" джипы охотнее теснят именно маленькие автомобильчики, воспитывая в их водителях либо комплекс неполноценности, либо закаляя их бойцовские качества. Правильный вариант — это здоровый пофигизм: "Зажал меня, хам? Ну и пусть, много не выиграешь".

Что касается техники, то объективно конструкция машинок простая, дешевая, а потому хорошая управляемость и удовольствие от езды — скорее исключение, чем правило. Некомфортные простенькие салоны, минимальное оснащение опциями — расплата за низкую стоимость. Добавляется и чувствительность малышек к плохим дорогам: ее дает сочетание примитивной подвески и маленьких колесиков (самый популярный размер 13 дюймов). Приходится вести автомобильчик более вдумчиво, тщательно следя за неровностями дорог. Именно владельцы малолитражек придумали способ, как сделать ремонт дорог рациональным. Нужно посадить все начальство на "Оку" и отправить в турне по Стеклозаводу, Шишковке, в Зверосовхоз и т.д. Вот тогда они почувствуют реалии, не сглаженные совершенными энергоемкими подвесками их дорогих премиум-машин.

При ДТП маленький автомобиль хуже защищает своих пассажиров. Но я что-то не припомню аварий, произошедших из-за того, что водитель какого-нибудь Nissan March ехал 150 км/ч по городу и перевернулся. Примеров с мощными седанами и джипами — сколько угодно. Малышки, как я уже сказала, заставляют сосредоточиться на дороге и управлении, и большая часть ДТП с их участием совершается либо по неопытности начинающего водителя, либо потому, что малютку кто-то не пропустил.

Большой минус малышки — это ее низкая вместимость. Для семейной пары и их вещей всегда хватит места, а вот большой выводок не в каждый автомобиль поместится. Приходится выбирать: либо двое и их багаж, либо четверо налегке! А это не всегда приемлемо. Идеальный выход — две машины в семье: компакт для города и полноразмерник для трассы и путешествий. Итак, для поездок на работу и просто по городу лучше малолитражки нет ничего. Дорогие друзья, берите пример с европейцев! Пересаживайтесь на маленькие машинки, боритесь с пробками и загрязненностью воздуха! Малолитражка — это очень хороший друг, в ней есть все действительно необходимое (а остальное — понты). Долой комплексы, позвольте себе больше езды за те же деньги! А умелый водитель и на малышке может реализовать свой потенциал (отличный пример — Владимир Данилов, который побеждал в ледовых гонках на "Оке"!).

^