10.06.2009
Уличная культура быстро меняет свои лица, что не лучшим образом сказывается на качестве хип-хопа. Рэперы с опытом редко находят время для того, чтобы показать свое мастерство. Возможно, поэтому каждое последующее поколение рэперов, несмотря на свой незначительный опыт, считает себя самыми крутыми.
Презентация альбома "izz БПР" бывшего участника команды "Братья по разуму" (БПР) Urana — один из редких моментов, когда можно услышать альтернативу малоопытному, но изобилующему в Улан-Удэ рэпу.

Лет пять-шесть назад для широкой публики существовала рэп-группа, которая воспринималась самой крутой в городе. В то время "Братья по разуму" переживали пик своей популярности. Их часто приглашали для участия в разного рода концертах. Их узнавали, обсуждали.

Через пару лет название лейбла стало звучать все реже. "Братья" выросли, повзрослели, разъехались, женились. Музыка перешла в разряд хобби, которым занимаешься в свободное от работы время, чисто для себя и своих друзей. Так и копился материал для сольника Юрана.

В создании альбома участвовали и оказывали помощь Аксай (Evil G, проект "67 район"), NY, BooRyat и, конечно, парни из "Братьев по разуму" — Drive, Krot. Некоторые треки создавались еще во времена существования "Братьев по разуму". Другие Юран писал, когда появлялась свободная минута. Иногда сольно, иногда во время встреч с "коллегами". Собственно поэтому альбом и назван "izz БПР".

Конечно, не стоит ставить "izz БПР" на одну полку с первым и последним альбомом "Братьев" "Знать, что будет завтра", который был записан в сотрудничестве с "Монахами Храма лирики". Он был посвящен анти-СПИДу и получил неплохой промоушн. Но некоторые параллели провести все-таки можно. Если для "Братьев", впрочем, как и в целом для рэп-культуры того времени, был характерен жанр лирики, то сейчас это преимущественно хардкор — агрессивный рэп.

Однако, в отличие от распространенного хардкора, в треках Юрана практически не слышен мат. Как выразился один из участников обсуждения альбома "Вконтакте", это является плюсом: "Я бы сказал, что очень неплохой альбомчик. Разнотоновое исполнение и практически без мата в хардкоре — это плюс. Минуса свежие. Звучат отлично. Нет никакой пародии на иных рэперов. Есть изюминка в треках, есть чем зацепить, есть чем раскачать".

"Братья" тоже хорошо отзываются об альбоме.

"То, что делает Юран, на мой взгляд, следует слушать всем, — говорит Николай Федоров, бывший участник "Братьев по разуму". — Для кого-то это будет стимулом расти дальше, другие, может, наоборот, подумают, что они читают рэп лучше. И это тоже неплохо. Так или иначе, но каждый сделает вывод и найдет в альбоме что-то для себя. Изменился ли стиль Юрана? Да, конечно. Он стал более жестким, агрессивным. В буддизме божества, которые защищают человека, всегда изображаются со страшными, злыми лицами. И они являются защитниками. Так вот, Юран, как один из таких божеств: с виду злой, но преследует благородные цели".

Сам Юран довольно критично относится к альбому:

"Альбом — это не цель, а, скорее, результат. Я не ставил себе цели донести до кого-то свои идеи, призвать к чему-то, достучаться до людей. Все намного проще: я пишу рифму. Пишу, потому что мне это нравится, нравится работать со звуком. Кто-то пьет, курит и находит в этом кайф, кто-то собирает марки, и для него это тоже развлечение. Я же кайф нахожу в музыке".

Качественным треком, как считает Юран, является тот, который "качает" вне зависимости от того, китайские у тебя колонки или навороченные.

"Когда Юран пишет треки, он сперва слушает их на своих колонках, — смеется Николай Федоров. — Потом приходит ко мне и слушает на моих, еще смотрит, как треки звучат на мобильном".

Композиции воспроизводят звуки города: лай собак, дыхание бегущего, выстрелы пистолета. Стилизация под восточную тему в виде звука меча, рассекающего воздух, не нова, но интересна. В альбоме присутствует и набирающая обороты тема бурятского рэпа. Трек "Бураяд арад урагшаа!" написан в рамках рэп-проекта "Найрамдал".

"Трек "Крепи оборону" был создан как намек, совет рэперам "не нозить", — говорит Юран. — С другой стороны, "Крепи оборону" можно воспринимать как угрозу — "бойся меня". Каждый может трактовать по-своему".

Рэп неизменно связывают с улицами. А улицы — с разборками, шмалью, "серьезными делами, которые вершатся ночью". В треках Юрана, если и ведутся разборки, то на другом уровне, — более цивилизованном. Настоящий рэпер — тот, кто владеет мастерством слова. Об этом трек "Искусство убивать".

"Здесь речь идет о красоте слова, которым можно сразить наповал, убить", — говорит Юран. Тем не менее, это улицы, и это рэп. Возможно, даже больший рэп, чем рэп тех, кто бьет себя в грудь со словами "Мы — дети улицы!" — шаблонная фраза, которую повторяют и повторяли десятки тысяч людей. Хотя бы потому что "izz БПР" — это андеграунд. Треки передаются через друзей и знакомых. Хотя бы потому, что автор не "взращивает малину", не занимается музкоммерцией и не зависит от спонсоров.

"Музыки типа рэп в Улан-Удэ полно, особенно в последнее время, но путного рэпа мало, — говорит Алихан, член группы "Монахи Храма лирики". — Юран — исключение. Никаких соплей, переживаний. Бит и читка — все, как надо. Юра звучит мощно, а потому качает, как надо. В общем, слушать, кидать друзьям, слушать дома, в машине, на работе, в плеере — везде. И "втыкать"!".

^