17.06.2009
В том, что кризис-то — реальность, на своем примере уже убедились многие. Слабо утешает лишь то, что в Москве и тем более Европе ощущения куда острее, нежели в нашей благословенной глубинке. Там даже появилась и развивается тенденция к переселению в провинцию. Что происходит в сфере технического обслуживания автомобилей, как отразился кризис на СТО нашего города и можно ли что-то с этим сделать, корреспондент "Номер один" узнавал в сервисах города УланУдэ.
Для начала мнение руководителей крупнейших и известнейших техцентров. Евгений Жидовецкий (автотехцентр "Жидовецкий и К) был настроен довольно оптимистично. Он признал, что кризис действительно внес свои коррективы: во-первых, клиенты снова "поехали в гараж к дяде Ване, где не получили ни низких цен, ни качественного обслуживания, ни гарантии, и были вынуждены вернуться к нам для переделывания того, что наворотил народный умелец". В итоге денег этими людьми было потрачено больше, согласно пословице "Скупой платит дважды". Во-вторых, клиенты станции стали более требовательны, они бережно относятся к каждому потраченному рублю и просят обоснования цен. Евгений Владимирович признал, что сейчас самое главное — сохранить свою клиентуру, поэтому, несмотря на кризис, цены повышать не стали.

Директор Bosch Autoservice "Доктор Авто" Алексей Машкович был лаконичен и конкретен: "Кризис, безусловно, на нас отразился: падение объемов работы в марте-апреле составило 30—40%. Автолюбители стали ремонтировать только "пожарные" неисправности, отдаляясь от профилактики. Прейскурант мы оставили на прежнем уровне, но ввели систему скидок для постоянных клиентов по пластиковым картам".

Сотрудники еще одного известного и давнего предприятия "Макс-Авто" тоже отметили, что работы стало меньше. Насколько, точно сказать нельзя: цифру никто не выводил, и треть — это примерный показатель. "Максовцы" также тонко подметили, что вообще автомобилей на улицах как будто поубавилось. Характер обращений в их многопрофильный автосервис не изменился.

Расположенный рядом небольшой сервис "Мост" тоже испытывает спад, но поводов для оптимизма достаточно. Мастера считают, что ремонтироваться автовладельцы стали меньше. И результат налицо: "Да вы посмотрите на машины на дорогах — им техосмотр по-честному ни за что не получить! Но вообще, мы думали, будет хуже, спад не так велик. Отрадно, что приезжают клиенты, которые ставят на свои машины новые амортизационные стойки KYB, а ведь они сейчас заметно подорожали, на 20—30%. Мы считаем: кто ремонтировал свой автомобиль, тот и дальше не будет на нем экономить. А кто не ухаживал за машиной, тот и в хорошие времена не начнет. У нас основная клиентура — постоянная, не один год к нам люди ездят, прибавляются и новые лица. Так что кризис-не кризис, а работа идет".

Известная сеть СТО Oil-Service, специализирующихся на замене масел Shell и автомобилях Honda, занимается как обслуживанием, так и ремонтом. И в "Ойле" корреспондент узнал, что ремонта у станций не убавилось: на нем не сэкономишь, ведь "когда произошла поломка, уже отступать некуда". А вот на замене масел народ стал экономить — переходит на более дешевые сорта масел, оттягивает сроки замены. А это весьма нежелательно, как известно. Поэтому работы стало меньше, и в функционировании станций появились простои, когда за полный день не бывает ни одного клиента. "Такого никогда у нас не было", грустно признаются в Oil-Service.

Уменьшение объемов работы и, соответственно, прибыли на СТО города, конечно, не радует. Не хотелось бы, чтобы СТО-шники пополнили ряды безработных или были вынуждены переквалифицироваться, теряя накопленные знания и опыт. Жаль и автомобили, которые ни в чем не виноваты.

Можно ли поддаваться кризису и экономить на автомобиле, я спросила в еще одном автосервисе, "Evolution X". И получила вполне ожидаемый ответ: "Как бы вы ни старались тратить на свой транспорт меньше денег, ничего хорошего из этого не выйдет. Автомобили, а особенно высокотехнологичные, как Mitsubishi с непосредственным впрыском, которые являются нашей основной специализацией, долго терпеть пренебрежения не станут. Ремонт всегда в десяток раз дороже профилактики, поэтому выгадать серьезные, существенные деньги на техобслуживании без ущерба для состояния автомобиля нельзя. А несущественные суммы и смысла нет экономить. На нашем сервисе кризис тоже отразился: у автовладельцев появилось желание заплатить за работу поменьше. В таких условиях приходится не только не повышать цены, но и давать существенные скидки, если клиент действительно в этом нуждается. Как вариант — ставить на автомобиль неоригинальные запчасти, если владелец выражает такое пожелание. В конечном итоге это отразится на ресурсе в меньшую сторону по сравнению с оригиналом и зачастую ведет к удорожанию стоимости пробега одного километра".

Возвращаясь к возможности сэкономить: да уж, можно поменять масло на тысячу километров позже, двигатель от этого не заклинит, но разве такая полумера поможет улучшить материальное положение?

Чтобы машина меньше страдала от выработавшего свой ресурс масла, от полусдохших амортизаторов и гудящих подшипников, а заодно и бензина поскромнее ела, нужно одно: поменьше ездить. Отказаться от коротких поездок по маршрутам, где ходит общественный транспорт, несложно, а зачастую и выгодно. А можно поменять автомобиль на более дешевый в обслуживании. Потому что, сами понимаете, от езды на хромой кобыле — ни удовольствия, ни возможности полной загрузки, а о безопасности и речи нет.

^