01.07.2009
Поскольку штрафы и наказания за несоблюдение Правил дорожного движения все ужесточаются, я задалась вопросом: реально ли соблюдать ВСЕ пункты ПДД? И решила провести эксперимент на себе. Целую неделю подряд я следила за собой куда более пристально, чем целый отряд ДПС. Результаты этого сурового эксперимента получились довольно поучительными.
Для начала пришлось вспомнить все свои грешки. Их оказалось не так много: превышение скорости на величину от 10 до 20 км/ч, непредоставление приоритета пешеходам, нелюбовь к сбруе типа ремней безопасности и парковка "где нужно", а не "где можно"; а еще иногда автомобиль автора поворачивает налево из среднего ряда.

Что удалось

Действующее в городе ограничение скорости в 60 км/ч я начала соблюдать почти неукоснительно. Да, приезжать куда-либо стала позже, но не настолько, как можно было подумать. Давным-давно обратила внимание, что многих водителей, которые неслись, как угорелые, удается догнать на первом же светофоре. Главное при движении в городе — это равномерность и плавность. Они дают и безопасность, и экономное расходование горючего, и даже меньший износ автомобиля. Не превышая 60 км/ч, ровности хода удается достичь более полно. Ограничения в 40 и 50 км/ч, которых, оказывается, у нас так много, в большинстве оправданны: возле школ или остановок нормальные водители сами сбрасывают скорость — ведь нужно двигаться с такой скоростью, чтобы успеть остановиться в случае чего. "Случай чего" — это школьник, выбежавший на дорогу перед бампером, бабушка, которая, почти перейдя дорогу, вдруг метнулась обратно, или невинная собачка, которая ПДД не читала.

Отводить душу удается только на мостах, где нет ни пешеходов, ни сотрудников с радарами. Ехать медленнее, чем окружающие, нет смысла: опаснее всем мешать, чем набрать 70—80 км/ч. Но сразу за мостом приходится притормаживать, чтобы не попасть в радушные объятия людей в форме.

Конечно, ехать с разрешенной скоростью на первых порах просто невыносимо тяжело. Особенно в тех редких местах, где ровный асфальт и пустынно. Но, промучившись с неделю, переходишь на новый уровень и с усмешкой старого джедая смотришь на глупых юнцов, которые с ревом несутся мимо.

Сложнее было с ремнями безопасности. Зимой они стесняют и без того неуклюжие движения. А в жару они не только ухудшают теплоотдачу в тех квадратных сантиметрах, где прилегают к телу, но и натирают обнаженную открытыми топиками и маечками кожу в районе плеча. Правда, привыкнув пользоваться ремнем, без него чувствуешь себя неуютно.

Не удалось

Не всегда можно парковаться по правилам. Я честно пыталась, но потом плюнула. Яркий пример — налоговая на Борсоева. Где поставить машину, чтобы не торчать на перекрестке или на "зебре", если все занято? Либо у здания Борсоева, 13б, где большая площадка, либо искать место на площади Советов. Всего-то пройти сто метров!.. Какой автомобилист способен на такое проявление уважения к ПДД? Только теоретический. Еще один пример — Центральный рынок. Тут так же проблематично найти местечко в разрешенной части, как, впрочем, вообще в центре города. Автомобилисты не виноваты в том, что стоят под знаком "остановка запрещена", они просто вынуждены: а больше негде.

Пешеходы, чей беспрепятственный проход по зебре оценен аж в 800—1000 рублей, своим правом пользоваться приучены еще не все. Только длинноногие девицы в мини начинают свое дефиле перед бампером, едва завидят машину подороже. А вот бабушки очень недоверчиво относятся к затормозившей машине и машут рукой: проезжай. В этом случае лучше стоять до упора, потому что, как правило, бабушка стартует одномоментно с твоей машиной.

Чтобы пропустить абсолютно всех пешеходов, нужно перед любым переходом сбрасывать скорость километров до 20 в час и ехать озираясь: не хочет ли кто перейти дорогу? Конечно, в реальной жизни это невыполнимо. Особенно сложно заставить себя затормозить, если едешь шустро и видишь одного-единственного гражданина, который смирно стоит и ждет.

Поворот налево из среднего ряда я вместе с другими практикую в трех местах: на Центральном рынке (перекресток улиц Балтахинова и Куйбышева), на пересечении Трубачеева и Бабушкина, а также при движении с Бабушкина на Терешковой. Раньше я культурно осуществляла маневр только из левого ряда, но когда стала ездить в этих местах постоянно, то последовала примеру других водителей, которые явно экономили много времени, выезжая из среднего ряда. Думается, схема движения в вышеуказанных местах (и им подобных) просто устарела: ведь водители не только не создают помех, двигаясь в два ряда, но и уменьшают затор перед этими перекрестками.

Топ-лист коллег

Опросив знакомых автомобилистов, я составила список популярных нарушений, которыми сама не страдаю. Вот что они назвали: мобильник за рулем, пересечение сплошных или разворот через две сплошные, проезд на "оранжевый", парковка на зебре или тротуаре. Разговаривать по телефону — вообще глупость. Водителя, который общается за рулем, видно издалека: его действия неадекватны ситуации (40 км/ч на мощной машине в левом ряду, поворот направо с левым поворотником, попадание в ямы на дороге...). Телефон имеет свойство забирать большую часть внимания, и реакции водителя на изменения в обстановке делаются медленными. Поэтому я предпочитаю держать мобильник поглубже в сумке, откуда его не слышно, а звоня кому-то из друзей-автомобилистов, сразу спрашиваю: "Ты не за рулем?"

Пересечение сплошных в ряде случаев грозит лишением права управления ТС. Это на 90% мужское нарушение — оглянутся парни, нет ГИБДД в зоне прямой видимости, и вперед, экономят минуту времени (а то и меньше). Это плохая привычка: попадешься в камеру — получишь фото и уведомление по почте. И вообще, сплошные рисуют не для красоты, а там, где это оправданно. Как говорится, в России для эффективности разделительных они должны быть сантиметров 40 в высоту.

Парковка на "зебре", под самой дверью в здание или посреди тротуара — это просто свинство. Автомобиль, едущий или стоящий, не должен мешать никому, и повышение штрафа в 2000 рублей за езду по тротуару — очень даже хорошая мера.

На вопрос, намерены ли вы соблюдать ПДД безукоризненно, респонденты чесали затылок и сообщали, что на 100% это, увы, нереально. И мой эксперимент это подтверждает. Но это не значит, что можно ездить как попало — нет, чем сильнее вы стремитесь к соблюдению Правил, тем чище ваша совесть и тем легче дышится: проверено на себе.

^