05.08.2009
Судя по количеству автомобилей, прибывающих на Байкал на выходные, летний отдых в самом разгаре. Поскольку автомобилисты пытаются отдалиться от соседей хотя бы на пару метров, многие из них забираются туда, куда не следует. Белоснежные пески прибрежной полосы так и манят любителей дикого отдыха. Короче, пора поговорить о том, чем чревато бездорожье для легковушки.

Вовремя остановиться

Для любого истинного автолюбителя тема застревания в песке, грязи или луже — родная и знакомая. Поднимите руку те, кто ни разу не видел беспомощно шлифующих колес своей машины! Но песок хуже всего: лужа обычно имеет объезд, грязь в сухую погоду не встречается. Коварный и широко распростертый сыпучий враг все лето терпеливо ждет своих жертв. Толстый слой песка оказывает сильное сопротивление движению колес, он имеет отвратительные сцепные свойства и потому достоин того, чтобы его не тревожить. Но если уж вы решили испытать себя на мастерство, а машину — на прочность, то позвольте дать вам несколько рекомендаций.

Главный элемент в борьбе с сыпучим монстром — это водитель, который должен быть подготовлен. Сначала опытный пескоборец пройдет ногами там, куда он намеревается загнать свою ласточку, и оценит предстоящие трудности. Небольшие песчаные участки преодолеваются "ходом", то есть с разгона. Длинные проезды тоже непременно следует пересечь, не останавливаясь и не теряя скорости, но они требуют некоторой подготовки. Наметьте траекторию — она должна быть как можно прямее. Повороты передних колес повышают сопротивление качению, перед ними нагребаются песчаные валики, которые машина может не преодолеть. Определите, на какой передаче можно преодолеть весь участок, и заранее выведите автомобиль на эту передачу.

Итак, задача на песке — двигаться с равномерной скоростью, без переключения передач и остановок, не делая резких поворотов руля. А передачи нельзя переключать потому, что автомобиль, скорее всего, остановится, если потеряет тягу даже на короткий миг. Если на песчаном участке уже есть чей-то след, двигайтесь по этой колее: песок тут уже уплотнен храбрым предшественником. Во время предварительного осмотра участка убедитесь, что ваш путь свободен. Если машин две или больше, предупредите своих друзей, что начинать движение можно лишь после того, как первый автомобиль достигнет твердой почвы или травянистой лужайки — места, с которого потом можно тронуться. Это важно: объехать другой остановившийся автомобиль по сухому песку нельзя, т.к. при съезде с колеи вероятность застрять — почти 100%. Кстати, разрытая колесами яма на намеченном пути — это также гарантия того, что и вы в ней сядете. Подъем усложнит вашу задачу, спуск — облегчит. Поэтому и необходимо заранее ознакомиться с предстоящим преодолением!

Чтобы облегчить существование, можно приспустить колеса — увеличится площадь пятна контакта, что улучшит сцепление.

Если автомобиль все же начал буксовать, главное — сразу же отпустить педаль газа. Каждая секунда буксования — это примерно минута на откапывание, потому что колеса быстро зарываются в песок. Чем глубже вы засядете, тем большую работу придется проделать потом.

Застрявшую в песке или грязи машину, которую водитель не закопал глубоко, вызволяют, как правило, ее же силами. В первую очередь нужно убрать песок, который нагребается вокруг колес (всех, а не только ведущих). Еще не поздно приспустить колеса. Затем следует аккуратно подать машину назад — для подстраховки попросите пассажиров ее подтолкнуть. Высаживать всех не стоит: ведущую ось желательно оставить загруженной для лучшего сцепления. И неотрывно следите за колесами, не давайте им зарываться. Обороты должны быть невысокими. Проще говоря, не давите газ в пол!

Если выбраться не удалось, будем искать и использовать подручные средства повышения проходимости. Это всем известные доски, ветви, камни. Их, понятное дело, кладут под колеса (опять-таки все). Под колеса можно подкопаться, а можно поставить домкрат на кусок доски и поднять сам автомобиль. Очень эффективная вещь — пролить песок обычной водой: на берегу Байкала очень доступное средство. Мокрый песок более плотный, и лить нужно перед всеми колесами. Обеспечив сносное покрытие, не постесняйтесь и привлеките на помощь ближайших автомобилистов — так надежнее. Дополнительные несколько человеческих сил гораздо эффективнее всех "л.с." двигателя, которые в песке бесполезны. Уж лучше попросить помочь окружающих, чем еще раз стелить доски и поливать песок.

Кстати, видела пару девушек, которые специально зарыли Toyota Crown, чтобы иметь повод познакомиться с парнями на "Крузаке". Гениально!

Коварные 4WD

Золотое правило "Чем круче джип, тем дальше ковылять за трактором" относится не только к внедорожникам. Наши любимые японцы оснащают полноприводными трансмиссиями, кажется, даже пылесосы. У 99% праворульных моделей есть вариант 4WD. Замечено, что при виде легко несущейся по пляжу легковушки неместные просто офигевают. Местные завистливо говорят: "Вэдовая!" А ошалевший от восторга водитель полноприводника радуется тому, как все легко, и быстро теряет всякий страх. Заканчивается это весьма трудоемкими работами по извлечению очень большого объема песка из-под днища машины: полноприводные, увы, роются всеми своими колесами и потому ложатся непосредственно на брюхо. Откапывать приходится не одну ось, а обе, плюс пространство под днищем! Поэтому именно полному приводу нужно быть особенно осторожным на песке, как ни парадоксально это звучит.

Возможности машины, конечно, впечатляют. Однако есть нюанс — безопасность гарантирует не подключаемый, а постоянный полный привод. Очень часто муфта просто не успевает подоткнуть вторую ось, и какая-нибудь CR-V или RAV4 закапывает ведущий передок, лишая своего хозяина веры в себя. Поэтому, если у вашего автомобиля есть принудительное включение полного привода, сделайте это заранее, на твердой почве, а не когда уже нужна лопата.

О, полноценная проверенная лопата с большим гребком и легкой гладкой ручкой отменно заменяет пониженную передачу! Поэтому всегда возите с собой этот древний, но не имеющий равных по эффективности инструмент! Ну, и четыре досочки не помешают, а также топор для рубки веток, ведро для воды, манометр и насос или компрессор.

Наносимый ущерб

Прежде чем лезть в песок, знайте, что от буксования очень страдает трансмиссия. Причем любая — и механика, у которой горит сцепление, и вариатор, у которого усиленно изнашиваются фрикционные диски стартового пакета, и автомат. Поднимаемая в воздух пыль садится на машину, на водителя и засоряет воздушный фильтр и нос. Песчинки попадают всюду и усиливают износ того узла или механизма, куда попали, или нарушают его нормальную работу. Странные звуки начинают издавать приводные ремни, под которые забиваются песчинки, и это еще не самое страшное. Песок забивается в любые неплотности — порванные пыльники, сочащиеся сальники и пр. — и приводит автомобиль на СТО.

Кстати, во время езды по бездорожью нужно неотрывно следить за температурой охлаждающей жидкости! Потому что при повышенной нагрузке двигатель получает все поводы для перегрева.

Одним словом, как человек, достаточно поездивший по песку, могу сказать: удовольствие от его преодоления колоссальное, а воспоминания сохраняются надолго. Собственноручно зарытая и успешно вызволенная машина здорово повышает самооценку. А главное, не терять голову и не насиловать терпеливого четырехколесного друга.

^