12.08.2009
Поскольку сейчас времена для автомобилиста непростые, встает вопрос: что купить? И у значительной категории граждан ответом бывает: машина за небольшие деньги. А это либо маленький "японец" без пробега по РФ, либо иномарка покрупнее, но с пробегом. Что предпочесть, если денег мало, но ездить надо, а также чем чревата покупка машины с пробегом по России? И вот какие ответы на них следуют из местной практики.

Маленький или большой?

Прежде всего подниму вопрос философский — о размере автомобиля. Большинство жителей Улан-Удэ, да и всей "нашей Раши", презирают малолитражные модели и уверяют, что любят машины большие. Не так давно в рубрике "Автоформула" обсуждались преимущества и недостатки маленьких машинок. Поэтому повторимся: если у вас мало денег, не покупайте много автомобиля. Конечно, трогательно, что, на соломке стоя, многие форсу не теряют и замахиваются на тачку классом повыше. Однако в тяжелые времена нужно беречь силы и не пытаться пустить окружающим пыль в глаза. Будьте реалистом, будьте честны с собой: неужели для поездок на работу дважды в день вам необходимы пять метров длины кузова и 150 лошадиных сил? Маленькая машина не только экономит горючее, наносит меньше вреда окружающей среде, не соблазняет угонщиков и не вызывает проблем при парковке. Она, будучи заведомо в более свежем состоянии, не доставит вам столько хлопот с ремонтами, как большая и подуставшая машина. Грубо говоря, не таскайте на своих плечах эти полторы-две тонны старого железа. Возьмите 800—900 килограммов железа молодого, и пусть оно вас возит.

И еще: с учетом того, что сейчас XXI век, нелепое понятие "женская машина", слава богу, уходит в прошлое. В Европе все продвинутые и практичные ездят на малолитражках и никто не делит автомобили по надуманному половому признаку. Давайте станем умными, как европейцы. Долой расейские понты и комплексы — они обходятся очень дорого, и мало кто способен это вынести без ущерба.

Хоженый или свежий?

Автомобиль с пробегом по России отличается от своего близнеца, по Родине не ходившего. Чем же? Конечно, встречаются иногда автомобили-везунчики, чьи владельцы не насилуют их, а нежно холят и дают все, что необходимо. Но это редкость. 95% наших транспортин несут на себе следы жесткой местной эксплуатации. То, что заставляет машину в России и, тем более, Восточной Сибири напрягаться, можно перечислить не очень коротким списком. Подумала я тут минуту и с ужасом поняла, что вообще для машины у нас почти все плохо! Климат резко континентальный: разница температур аж 80 градусов — это первое испытание. Не только для машины, которая не заводится при температуре ниже —20—25, но и для владельца, который испытывает по утрам с ноября по март ежедневный стресс.

Плохое, грязное топливо — это два. Наши любимые "японцы" дома питаются горючим, которое намного чище европейского и мало чем похоже на российские бензин и солярку. У бензина, к примеру, октановые числа другие, а про содержание примесей и говорить не приходится. Чтобы увидеть воочию качество российского топлива, достаточно выкрутить свечи зажигания, на которых образуется нагар, или вскрыть бак машины, походившей у нас. Даже при заправке у одной лишь крупной компании, гордящейся своим контролем качества топлива, на дне бензобака скапливаются грязь, песок, вода, шерстинки, соринки... У приходящих из Японии машин баки девственно чисты.

Кому-то повезло гораздо меньше: вода в дизтопливе приводила к гибели не одного двигателя. В общем, горючее наше — не для автомобилей, а для их ремонта.

Теперь картинка контрастная. Кто был в Японии и сидел в машине классом выше среднего, уверяют: двигатель не слышно вообще, пока на тахометр не посмотришь, и не поймешь, заведен ли он. Никаких вибраций, все ровно и беззвучно. Причем даже на ходу: такие гладкие у них в городах дороги. Про наши же направления можно говорить долго и нецензурно.

Поэтому многозначительно промолчим и перейдем к следующему пункту, который тоже сокращает ресурс автомобиля.

Это запчасти, которые нередко бывают некачественными. У каждого автолюбителя были или сальники, которые текли сразу после установки, или свечи, которые ходили всего три-пять тысяч километров, или масло, которое не обеспечивало в полной мере двигателю смазку и очищение, или тормозные колодки, которые скрипели и плохо тормозили. Потому что это подделки. Страдают машины и от неграмотного или небрежного обслуживания и ремонта. В автосервисе ситуация всегда была сложной. Работа на СТО тяжелая, грязная, непривлекательная, и квалифицированных кадров не хватает, а пока неопытный слесарь набьет руку, он успевает попортить немало автомобилей. Как отремонтировать машину плохо, существует множество вариантов. Не воткнуть на место шланги или "фишки" проводов, не залить жидкость в агрегат, не затянуть гайки и т.п. Чтобы от этого уберечься, попросите мастера, бригадира смены, да хоть самого директора проверить качество ремонта. Еще один способ мучить автовладельца — заниматься ремонтом слишком долго. Поэтому, если есть возможность поторговаться, не вносите плату за ремонт при сдаче машины на сервис. Только небольшую предоплату. Тогда заинтересованные в скорейшем получении денег мастера будут шевелиться вокруг своего "пациента" куда активнее. Чтобы вас не обманули и не "развели", требуйте выдачи старых комплектующих. Например, вам сообщили о необходимости заменить бензонасос или стартер. Попросите снять старый и возьмите его с собой: во-первых, вам не помешает образец при покупке, а во-вторых, это гарантия того, что вам не поставят обратно старый, а новый заберут себе (на продажу). К тому же бензонасосы, стартеры и многое другое добро не нужно покупать для конкретной модели — они выпускаются весьма ограниченным количеством фирм и подходят на десяток машин разных марок!

Закончить хочу комментарием одного опытного СТО-шника: "Обожаю брать в ремонт свежие машины, в которых еще не напортачили местные мастера колхозного ремонта". Поэтому покупайте максимально свежий автомобиль. Когда речь идет о стоимости обслуживания, размер, поверьте, уходит на второй план. Слишком уж много проблем может принести потрепанный Россией-матушкой ветеран дорог.

^