26.08.2009
В ходе визита в Монголию Дмитрий Медведев столкнется с проблемой развития российского проекта по освоению монгольских недр — СП "Развитие инфраструктуры".

Оно было создано ОАО "РЖД" и монгольскими госкомпаниями по итогам майского визита в Улан-Батор Владимира Путина и имеет важное значение для Бурятии в плане развития международного транспортного узла.

В задачи СП входит модернизация железных дорог соседней страны и строительство инфраструктуры вокруг крупнейших месторождений. А возглавляет предприятие небезызвестный в Бурятии Виталий Морозов. В качестве взноса монгольской стороны СП должно получить права на освоение крупнейших месторождений, прежде всего угольного — Таван-Толгой — с запасами до 6 млрд тонн (разведанные запасы составляют около 900 млн тонн).

Проект освоения месторождения предусматривает строительство железнодорожной ветки от месторождения к Улан-Баторской железной дороге, откуда уголь должен доставляться через Бурятию в российские порты и отправляться дальше, в Японию и Южную Корею. Для республики плюсы проекта очевидны: это стало бы важным пунктом в создании реального транспортно-логистического центра.

Однако, как пишет "Коммерсант", "сразу после подписания документов о создании СП эти масштабные планы начали сталкиваться с противодействием других игроков, прежде всего Китая". В июле министерство транспорта Монголии и министерство железных дорог КНР подписали меморандум, подразумевающий участие Пекина в модернизации железных дорог страны. При этом Пекин также предлагает строительство железнодорожной ветки к Таван-Толгою для экспорта руды, но через Китай, а не через Россию. Этот план находит поддержку у некоторых членов правительства Монголии.

Таким образом, Дмитрий Медведев будет попросту пытаться уговорить монголов на выполнение ранее взятых обязательств. И, скорее всего, предлагать деньги. Как уже писал тот же "Коммерсант" 14 мая, в обмен на предоставление "Развитию инфраструктуры" прав на разработку монгольских месторождений Россия обещала внести в СП 1,5 млрд долларов.

В общем, загрузка транспортных магистралей Бурятии зависит от дипломатических способностей Дмитрия Медведева.

^