23.09.2009
Результаты конкурса на строительство моста через Баргузин стоимостью более миллиарда рублей вновь отменены. Проигравшие претенденты-участники не смогли стерпеть победу местного подрядчика — "Мостоотряда-34". И отменили конкурс по заранее подготовленным основаниям.
Конкурс уже далеко вышел за пределы экономических соображений и окончательно опустился в разряд сделок, осуществляющихся "по понятиям" на высшем уровне. Стоит вспомнить, что завершенный в сентябре этого года конкурс на строительство моста был уже вторым по счету. В прошлый раз победителем был признан тот же "Мостоотряд-34", и тогда конкурс был также отменен из-за процедурных недоработок. Но если в первый раз решения федеральных властей еще можно было трактовать однозначно — выявили нарушения и отменили, то повторное наступление на те же грабли уже вызывает вопросы.

Впрочем, для участников процесса, вплоть до руководящего состава правительства Бурятии, отмена конкурса большой неожиданностью не стала. Дело в том, что лоббистские устремления иногородних участников превосходили самые смелые ожидания. Теперь, после случившегося, в коридорах местной власти неофициально подтверждают, что со стороны некоторых конкурсантов и их сторонников в Москве шла недвусмысленная информация: пока вы не проголосуете во время конкурса как надо, деньги в Бурятию не придут. Или будет устроена бюрократическая волокита, и деньги не освоятся в нужные сроки, или конкурс будет отменен. Так оно и происходит.

Но в данном случае ситуация любопытна тем, что жалобу на результаты конкурса подавала местная компания "Икат-Плюс". Вернее, было две жалобы в УФАС России: от иногороднего участника "Сибмост" и местной компании. От "Сибмоста" претензии были признаны необоснованными. Но жалобу "Икат-Плюса" решили считать уже обоснованной. Причем жалобы, минуя УФАС по РБ, рассматривались сразу в Москве из-за большой стоимости конкурса — свыше миллиарда рублей.

Претензии проигравших сторон сводились к оспариванию не победы "Мостоотряда-34", но к "условиям" определения победителей. Эти условия вырабатывает заказчик, в данном случае им выступает министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Бурятии в лице профильного Управления ГУ "Управление региональных автомобильных дорог РБ".

Наблюдатели уверяют, что заказчикам поступали предложения по изменению условий конкурса, дабы не было повода для оспаривания результатов. Однако чиновники инфраструктурных ведомств проигнорировали предупреждения и предложения коллег. Возможно, не случайно.

В результате 1,3 миллиарда федеральных рублей вновь "повисли" в воздухе. В том числе из-за нелицеприятных действий конкретных чиновников. В этой связи прогнозируются большой разбор полетов и чуть ли не срочные кадровые решения со стороны президента Бурятии.

Что касается самого несчастливого конкурса, то еще есть время до конца года провести процедуру и все-таки в третий раз уже определить победителя. Если этого не произойдет, то тогда у Бурятии есть риск потерять эти деньги. Начиная с этой недели министерства и ведомства ведут выбор вариантов и практически переговорный процесс, как им поступать далее в этой замысловатой ситуации.

^