23.09.2009
Это очередной сборник полезных советов для начинающих водителей от их более опытных коллег. Поскольку время года — увы, уже не лето, большая часть рекомендаций касается меняющихся дорожных условий.

Длина имеет значение

Но начнем с девушек, у них свои сложности. Большинство из нас боится "КамАЗов" и фур. Их много на трассе, и когда эта дура несется навстречу, кажется, что дорога очень уж узкая. Чтобы не получить сердечный приступ, советуем смотреть не на опасность — она обычно мнимая — а на свою, правую, обочину, как при разъезде со слепящим встречным в темноте. Орать "Мама!" можно, но закрывать глаза (тем более руками) нельзя.

Смотрите вперед, руль держите крепко, особенно на трассе: на высокой скорости вашу машинку обдаст потоком воздуха, который завихрит огромный кузов грузовика. А в городе с большими машинами нужно быть осторожнее в случае, когда длинномер поворачивает рядом с вами. Его водитель знает, что при повороте задняя часть машины пройдет по более короткому радиусу, поэтому направо будет поворачивать из левого ряда, с запасом. А тем, кто водит машину обычных размеров, надо знать, что при этом маневре "задница" гиганта снесет всех, кто попадается под этот замах. То есть: не лезьте под срезающую угол заднюю часть грузовика с прицепом, пропустите этого гиганта.

С одним молодым человеком приключилась такая беда: его легковую "Тойоту", стоявшую на перекрестке на Лимонова, "затоптал" "КамАЗ". ГИБДД, не мудрствуя лукаво, признала виновным его, а не камазиста! Ну, а во всех других случаях водители подобных машин-махин, как правило, настоящие профессионалы и к прочим участникам дорожного движения относятся очень вежливо.

Мокрое дело

Осень — мокрое время года. При езде в тумане нужно включить ближний свет фар или противотуманные фары. К владельцам джипов и паркетников большая просьба: не пользоваться туманками при других обстоятельствах, поскольку они, расположенные высоко, слепят других. Двигаться в сплошном "молоке" следует медленно и осторожно, заранее снижая скорость при приближении к остановкам. Очень высока вероятность наткнуться на пешехода: у них нет габаритных огней, а во время утреннего тумана на работу направляются толпы горожан.

Несмотря на трудности, советуем радоваться: туман предвещает солнечный день! В дождливую погоду ездить тоже нужно со светом и аккуратно, как в гололед. Потому что осенью температура уже низкая, и летняя резина становится тверже обычного. Это ухудшает сцепные свойства покрышек и ослабляет контроль над машиной. Плюс слой воды делает асфальт скользким. А в темноте, благодаря бликам фонарей и фар, вода оптически превращает в одно целое и проезжую часть, и тротуары, и прилегающие территории! Поэтому не разгоняемся, зорко смотрим вперед и по сторонам. Нужно всегда показывать поворотниками свои намерения (раньше обычного), соблюдать хорошую дистанцию и все делать очень плавно. При всем этом постараемся не обливать пешеходов и других водителей.

Большие лужи, как известно, нередко таят в себе ямы, поэтому их объезжаем или проходим очень медленно, иначе можно оторвать рычаги подвески, залить моторный отсек или потерять управление. При запотевании стекол изнутри не тереть их тряпкой, а выключить отопитель и включить кондиционер на стекла. Лишние поездки лучше отменить, а необходимые планировать с запасом времени: в дождь падает скорость передвижения, больше аварий и затруднен трафик.

Ночь темна

Об особенностях езды в темное время суток мы уже писали, поэтому добавим пару рекомендаций. Остается лишь посоветовать быть вдвойне внимательными при осуществлении парковки и маневров задним ходом в условиях раннего наступления темноты. Сдавать задом, когда еще и не видишь куда, неприятно. Почему бы не выйти и не посмотреть, что там творится? Не поверите, но даже за тот краткий период, что машина была припаркована, могут произойти изменения в обстановке!

Пример из жизни: выезжая задним ходом из недостроенного и неосвещенного здания паркинга, один опытный водитель влепился в мусорный бак! Он заехал внутрь на несколько минут, за это время строители стащили бак с прежнего места, выдвинув его в проезд. В итоге симпатичная беспробежная "Хондочка" получила боевое крещение столь пошлым образом.

И еще: содержите в порядке оптику. Фары головного света, задние фонари и противотуманки должны не только содержать в себе горящие лампочки соответствующего ГОСТу цвета, но и быть чистыми! Без бытового стеклоочистителя и чистых тряпок осенью очень тяжко: погода меняется, как настроение беременной дамы. А самый писк — это еще и правильно отрегулированные по высоте фары. Лучи, тем более "косоглазые" праворульные, не должны лупить в небо или в глаз встречному. Пучок света уходит вверх при загрузке кормы машины, а после ДТП фары вообще могут освещать все, кроме дороги.

Сбитую оптику можно собственноручно подрегулировать, хотя бы приблизительно. Чтобы настроить направление фары, пользуйтесь ровной площадкой со светлой стеной и после подстройки прокатывайтесь по неосвещенной дороге: будет хорошо видно, куда ложится свет. Прибегните к помощи товарища, пусть сидит в машине напротив и оценивает, не слепят ли ваши фары. А можно поискать, на каких сервисах регулируют оптику при помощи приборов.

Трасса — мать родная

Езда по трассе отличается от городской так разительно, что любой новичок достоверно опишет разницу. Например, скорость движения выше. Или едешь быстро все время. Или что в окно видны красивые пейзажи. Со всем этим сложно не согласиться. Однако и в условиях, когда у водителя больше свободы, есть тонкости. Самые мудрые и на трассе могут ехать не быстро и приезжать за то же время, что и более горячий водитель-гонщик (расход топлива будет при этом на пару литров ниже). Иллюстрация такова: вы на своем 2,5-литровом "Марке" обогнали неспешно идущий "Жигуленок". Оторвались от него, нагнали грузовик, и тут дорога стала извиваться в поворотах. Вы плететесь за грузовиком, и не проходит и минуты, как вас догоняет спокойный и расчетливый жигулист. Он так и движется с одной скоростью, экономя бензин и лишь ухмыляясь при виде стремительных иномарок.

Самое смешное: когда хорошо знающий эти края водитель "ВАЗа", не сбавляя хода, обойдет и вас, и грузовик. Потому что он знает, где какой поворот, он заранее, не утыкаясь в большую корму грузовика и имея хороший обзор, оценил обстановку. Вот здесь дорога становится прямой, видно на километр, безопасно пройти по встречке и всех оставить позади. Водителя, который хорошо знает эти места, видно сразу: он едет ровно, "стопы" его машины не вспыхивают, он уверенно обходит ямки. За ним и стоит держаться — все равно вы далеко от него не уйдете. Главное правило безопасности — не совершать обгонов "вслепую". Не уверен — не обгоняй. И точка.

Потому что самые фатальные ДТП — это лобовые. Выживших мало, и на них страшно смотреть. Как говорят водители: "Все, что угодно, лишь бы не лобовуха". При виде несущейся на вас другой машины куда предпочтительнее свернуть на обочину, хоть свалиться в кювет, чем столкнуться. Поэтому в местах, где вероятна встречка — на подъемах, в горах, в закрытых поворотах, где узкие дороги — двигайтесь неспешно и будьте готовы прижаться к обочине. У некоторых людей срабатывает интуиция.

Рассказывает улан-удэнский автолюбитель: "Ехали летом на Байкал, настроение было веселое. Но на подъемчике, где Загорушка, между Мандриком и Старым Татаурово, как-то вдруг сжалось сердце. Притормозил, по обочине ползу, друзья спрашивают, что такое. И тут — твою мать! — несутся два долб..ба бок о бок. Гоняться вздумали. И если бы не прижал машину, влетел бы один из них моей машине точно в морду!"

Не спать!

Ночью трасса опасна тем, что хочется спать. Однообразное вождение — великолепное "снотворное", оно усиливается еще и усталостью, и нарушением нормального распорядка дня. Плохая видимость увеличивает шансы залететь в яму. Однако у ночных полетов есть и преимущества. В теплое время суток это прохлада, однако осенью и зимой она превращается в недостаток (не дай бог, машина сломается, помощи придется ждать долго и не в тепле!). Некоторые считают, что ночью ездить приятнее потому, что меньше загружена трасса; другим нравится своеобразная романтика: у обочины бегают лисы, летают совы и НЛО (шутка).

Но главное все же — не заснуть за рулем. Это может произойти незаметно: только что разговаривал с тобой человек, и через несколько секунд машину потянуло на встречку. Или наоборот: водитель неожиданно вскрикивает, дергается (и может скинуть автомобиль с трассы резким движением). Ему привиделось, что на дорогу кто-то выбежал. Бывают, что еще хуже, провалы на несколько секунд, незаметные даже для попутчиков засыпающего водителя. Чтобы не уснуть в последний раз, нужно остановиться и немного поспать. Особенно если попался "глухой промежуток", с 3 до 5 часов.

Способы борьбы с сонливостью многочисленны. Ими можно пользоваться не для того чтобы протянуть за рулем всю ночь — только для кратковременного облегчения своего состояния, чтобы доехать до места парковки и там отдохнуть! Укажем способы физиологические. Первый — обеспечить хороший прилив и циркуляцию крови в коре головного мозга. Рекомендуется жевать, сосать, крутить головой, грызть орешки или семечки, петь или орать (погромче), массировать основание затылка или уши. Второй — температурный стресс.

Выпить сильно газированной воды (лучше холодной минеральной), умыться (облиться) холодной водой, включить кондиционер на полную или открыть окно и высунуть туда голову или руку. Третье — принятие химических веществ. Имеются в виду всего лишь кофе, чай, аскорбиновая кислота горстью, таблетки, содержащие кофеин. Четвертое — остановиться и побегать вокруг машины (быстро), сделать десяток приседаний, махи руками и ногами тоже неплохо отгоняют сон на некоторое время.

Можно использовать психофизические способы. Самый мощный из них — это испуг или его имитация. Чтобы на самом деле почувствовать страх, нужно разогнать машину так, чтобы чувство опасности заполнило вас. Это довольно опасно, но бодрит хорошо. Имитация испуга требует некоторого тренинга, и чем больше вам удастся себя "напугать", тем эффективнее это средство.

И последнее: очень полезно найти себе лидера, особенно знающего эту дорогу. Следует держаться подальше, не нервировать и не слепить "поводыря", стремиться поддерживать ровную дистанцию и тщательно следить, чтобы она не изменялась.

^