30.09.2009
Пришла осень — значит, скоро чаще начнут беспомощно вставать замученные долгой несчастливой жизнью автомобили. Потому что "эх, кризис" — и качество, и количество ухода за машиной, по словам СТО-шников, упало. Это делает машину легкой добычей всяких хворей. Недалек тот день, когда ударит мороз и скует цилиндропоршневые группы части двигателей. В общем, пора поговорить об искусстве буксировки: когда более или менее исправный автомобиль перемещает в пространстве совсем неисправный.
Не думай о буксире свысока

Считать, что тащить одной машиной другую легко, может лишь тот, кто в этом никогда не принимал участия. Сложно управлять буксиром, еще сложнее — сидеть в ведомой "телеге" с неработающим двигателем. Буксирующему нужно учитывать несколько факторов.

!Во-первых!, длину своего объединенного транспортного средства, которая стала вдруг в 3—4 раза больше.

!Во-вторых!, маневренность, которая стала хуже раз в десять.

!В-третьих!, динамику, которая тоже не имеет ничего общего с обычной (если речь не идет о могучем "КамАЗе", несущемся с "позабытой" на поводке легковушкой).

!В-четвертых!, придется следить за собственной машиной: не собирается ли двигатель перегреться, не кончается ли топливо.

!А в-пятых!, нельзя допускать резкого торможения, ибо в зад автомобиля-тягача стопроцентно врежется прицеп, потому что усилителя тормозов у него нет, а значит, резко вжать педаль в силах только какой-нибудь Турчинский. Да и ворочать руль без усилителя тоже тяжко, особенно при развороте колес на месте. В движении-то еще ничего, да и потрясающая обратная связь радует — иной водитель только тогда и понимает, что это такое. Это когда через рулевое колесо чувствуется то, что у машины в данный миг под колесами!

А еще буксируемый, борющийся с органами управления, должен держать трос натянутым. Это самое сложное. Это значит — каменную педаль тормоза нажимать каким-то чудом в нужный момент именно настолько, чтобы трос не провисал, в нужный момент ее отпускать, чтобы трос не порвать, и давать буксиру ехать нормально и вас тащить. Параллельно следует планировать прохождение каждого поворота — крутить руль так, чтобы машина шла не туда, куда ее влечет буксир, а брала чуть больший радиус. Тогда удастся вписаться, не задев бордюр.

Самая "жесть" — буксировка в мороз. От теплого дыхания стекла обмерзают, лишая видимости. А стоит приоткрыть окно, в холодный салон ворвется ледяной воздух. Чтобы не окоченеть, нужно заранее договориться об остановках или о сигналах: очень часто буксируемый автомобиль не может ни моргать, ни бибикать. Высовывать руку в окно, писать SMS или бросать в буксирующего обувью — нужно найти разумный вариант. Загодя стоит и обсудить маршрут, чтобы "задний" был готов к маневрам. Строить маршрут лучше по тихим улицам без светофоров, чтобы уменьшить число троганий-торможений; предпочтительнее сделать крюк, но пройти по главной дороге без выезда с второстепенной. При левых поворотах у вас все будут помехой справа, и проскочить с прицепом будет почти невозможно — учтите это.

ПДД и бережливость

По Правилам, нужно ограничить длину троса: от 4 до 6 метров. Это хорошая цифра, обоснованная. Короче — слишком вероятно догнать переднего, длиннее — великоват будет замах "хвоста" в поворотах. При покупке троса производства Китая следует проверить длину: наши южные братья могут и сэкономить на длине веревки.

Проверить прочность можно лишь на практике, но лучше сделать это заранее, а не порвать трос в лесу, где заменить его смогут разве что ремни безопасности, которые, увы, в почете нынче! Трос должен растягиваться и смягчать толчки. Буксирующий автомобиль должен выделяться в потоке включенным светом фар, а не аварийной сигнализацией, которой должен моргать автомобиль буксируемый.

Если на прицепе неживой аккумулятор, нужно повесить на корму машины знак аварийной остановки. Причем знак следует прикреплять на видном месте — на кромке багажника или даже на заднем стекле, а не где-то внизу, под бампером. Нюанс: если у машины отказали тормоза, ее тащить нельзя (вызывать эвакуатор и везти методом частичной или полной погрузки). Если на улице гололед (скоро будет и это), то тоже нельзя пользоваться гибкой сцепкой (а жесткая для легковушек — редкость). Темнота, туман и дождь приравниваются к гололеду. Скорость машин, идущих в неразрывной паре, не должна превышать 50 км/ч. Хотя, приноровившись, водитель может расслабиться и забыть обо всех сложностях, которые вызывает возложение "на плечи" одного автомобиля необходимости нести двоих.

Смотришь на трассе на перегонщиков, которые цепляют машину к другой и несутся в спарке по нескольку тысяч километров, и понимаешь: нет предела человеческой жадности. Обе машины при этом ведь насилуются! Так что не стоит уподобляться алчным гражданам: свою родную машину будем вести бережно. Потому что при таскании прицепов автомобиль несет повышенные нагрузки на все: на двигатель, на трансмиссию, на подвеску и на кузов (в месте крепления петельки). Автомобиль, который буксируют, тоже страдает — в первую очередь, плохо коробке-автомату, внутренности которой не смазываются при неработающем моторе. Рекомендовано тащить машину не более 50 км. Если расстояние больше, найдите возможность и потратьтесь на эвакуатор, возможно, сэкономите на коробке.

Методика езды "на галстуке"

Начинается все с самого сложного — с трогания. Буксируемому делать ничего не надо. Нейтраль, ручник отпущен — и все. Водителю тягача нужно медленно тронуться, выбрать трос, а в момент, когда он натянется, чуть ослабить нажатие на педаль газа или выжать сцепление. Это все, чтобы погасить рывок.

Сразу же, не давая тросу провиснуть, нужно плавно добавить газ. Если у вас машина с механикой, имейте в виду, что переключение передач будет отличаться от обычного. Старайтесь делать это как можно быстрее, чтобы не было большой разницы в скорости до и после переключения. Ну, а поскольку вес двух машин намного больше, переключения делать нужно позже, чтобы компенсировать потерю инерции в момент переключения. На автомате отключите высшую передачу (отожмите кнопку овердрайва или поставьте рычаг на 3, если АКП 4-ступенчатая). Езжайте равномерно, по возможности избегая остановок и торможений. А уж если видите, что придется снижать скорость, предварительно помигайте стоп-сигналами, чтобы водитель буксируемой машины начал тормозить первым.

Нужно постоянно держать в голове, что водитель, управляющий буксируемой машиной, видит дорогу плохо и имеет мало возможностей для маневра. От этого человека требуется не меньше внимания, чем от водителя тягача. Ведь нужно следить не только за дорожной обстановкой, но и за лидером. И быть немного ясновидцем: приближаясь к светофору, тормозить начинает именно задняя машина. А это, как мы уже знаем, сложно. Ну, нужно стараться останавливать обе машины своими тормозами, чтобы не допускать провисания троса и рывков. Это главный секрет успеха. Но важнее не допускать такой ситуации, и если машина, хоть и медленно, но может двигаться своим ходом, пусть едет сама.

^