07.10.2009
Сегодняшняя тема, предложенная известным автоюристом Аюром Цыбиковым, — непростая и не слишком приятная. Но она важна. Средства массовой информации, особенно это касается телевидения, любят освещать тему дорожной аварийности, смакуют эпизоды с гибелью или страданиями людей. При этом, как правило, материалы ограничиваются изложением события и завершаются шаблонной фразой вроде "ведется следствие" или "виновные устанавливаются". А как же проводится следствие и чем оно может закончиться, рассказал читателям "Номер один" специалист в области права Аюр Цыбиков.
— Аюр, если в аварии пострадали или погибли люди, она оформляется как-то иначе?

— На такое ДТП обязательно выезжают не только сотрудники ГИБДД, но и следователь. Он проводит осмотр места происшествия. Роль сотрудников ГИБДД ограничивается помощью следователю в проведении замеров и организации объезда места происшествия. Сразу после осмотра собираются объяснения лиц, причастных к ДТП, очевидцев. Если есть пострадавшие, в лечебном учреждении выясняется характер телесных повреждений. После всего этого следователь принимает решение, возбуждать уголовное дело или нет.

— В каких случаях уголовные дела возбуждаются обязательно?

— Если при ДТП произошло преступление. Обязательным признаком преступления, связанного с ДТП, является гибель человека или причинение тяжкого вреда здоровью. Степень тяжести определяет судебно-медицинская экспертиза. В некоторых случаях тяжкий вред здоровью очевиден для следователя до заключения экспертизы, например, при любых переломах костей головы, открытых переломах, проникающих ранениях. Другим обязательным признаком преступления является вина водителя. В отдельных случаях она для следователя также очевидна. Например, наезд на пешехода, совершенный на пешеходном переходе, или столкновение на перекрестке с другим транспортным средством, имеющим приоритет.

Но не меньше спорных случаев, когда вина не очевидна. Например, столкновение при проезде регулируемого перекрестка, когда каждый из водителей утверждает, что он двигался на разрешающий сигнал светофора, или наезд на пешехода на проезжей части в не предназначенных для этого местах.

— Как найти истину в этих ситуациях?

— Практически по каждому уголовному делу проводятся следственный эксперимент и автотехническая экспертиза. При проведении следственного эксперимента следователь на месте ДТП просит водителя (пешехода, очевидца) показать, где находились в тот или иной момент участники дорожного движения, как они двигались. После этого следователь проводит замеры мест и скорости движения, показанных участниками следственного эксперимента. На основании этих замеров и результатов первоначального осмотра места происшествия эксперт делает выводы о том, имелась ли возможность остановиться, соответствуют ли действия участников дорожного движения Правилам и т. д. При расчетах эксперт опирается на специальные таблицы. Например, для водителей определено среднее время реакции в долях секунды. Причем это время различно в зависимости от возраста водителя.

— Если вина водителя установлена, он непременно будет наказан?

— Возможно, вследствие ДТП он уже понес самое суровое наказание. Если в результате ДТП погиб только его виновник, а тяжкий вред никому не причинен, состав преступления отсутствует. Нередко по вине водителя страдают его пассажиры, которые зачастую оказываются его родственниками, друзьями. Но это не может предотвратить уголовной ответственности, за исключением случаев, когда для установления вины требуются правдивые показания пострадавших.

— А родственники имеют право не давать показаний против друг друга. Что происходит в ситуации, если пострадал брат или сын водителя?

— В соответствии с Конституцией граждане вправе не давать показания против своих близких родственников. Кроме того, закон об уголовном наказании для отказавшихся от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний носит декларативный характер. Это накладывается на наш менталитет.

Кстати, недавно читал в одной из газет, что в США журналистка отбыла год в тюрьме в связи с отказом выдать источник своей информации. Есть и еще тонкости. Имеют место случаи обоюдной вины водителей. В таких случаях оба водителя подлежат привлечению к уголовной ответственности. Иногда, даже при очень тяжких последствиях, установление вины объективно затруднительно. Например, водитель погиб, а место ДТП не содержит сведений, достаточных для каких-либо выводов. Установив вину водителя при условии гибели в результате ДТП других лиц или причинения им тяжкого вреда здоровью, следователь предъявляет обвинение и направляет уголовное дело в суд.

— Какова тяжесть наказания? Аюр, напрашивается вывод, что все водители рискуют попасть в тюрьму, если не будут достаточно аккуратны за рулем... Так ли это?

— Рискуют, конечно. Хотя если в результате ДТП нет погибших, суд обычно ограничивается условным сроком. Если в результате ДТП погиб человек, лишение свободы может быть реальным. Если погибли двое или более лиц, вероятность лишения свободы близка к 100%.

— Какие факторы влияют на тяжесть наказания?

— Только последствия. Обстоятельства, отягчающие наказание, перечисленные в Уголовном кодексе, не влияют на тяжесть наказания, поскольку ДТП относится к преступлениям, совершенным по неосторожности. Если есть умысел на смерть, состав преступления, сами понимаете, другой. Возвращаясь к вопросу о родственниках: уголовная ответственность будет. Случаи, когда отец отбывает наказание за смерть в ДТП жены или ребенка, распространены. Горе виновника ДТП не является обстоятельством, исключающим уголовную ответственность.

Состояние опьянения в настоящее время является фактором, усугубляющим наказание водителя. При его наличии "загреметь" в места лишения свободы можно, даже если никто и не погиб. Дополнительное наказание для осужденных — лишение права управления транспортными средствами, срок которого начинается с момента исполнения основного наказания.

— Раз есть отягчающие, должны быть и смягчающие обстоятельства. Можно ли хотя бы частично искупить вину?

— Смягчающие обстоятельства перечислены в Уголовном кодексе; ими могут быть: несовершеннолетие, беременность, наличие у виновного малолетних детей. Влияет и поведение виновника аварии, ему зачтется оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему. А вообще, обстоятельствами, смягчающими наказание, могут быть признаны и те, что не перечислены законом.

Но самый благоприятный исход дела для участника ДТП — если следователь не устанавливает вины. В этом случае уголовное дело будет прекращено. Если установлено отсутствие тяжкого вреда здоровью, уголовное дело также прекращается, о чем уведомляется отделение ГИБДД района, в котором произошло ДТП. Это отделение ГИБДД обязано привлечь водителя к административной ответственности.

— А кто занимается расследованием уголовных дел о ДТП?

— Для этого в МВД Республики Бурятия создан специальный отдел, следователи которого занимаются только ДТП, и ничем кроме этого. При этом в нашей республике нет другого следственного отдела, в котором было бы собрано такое количество опытных следователей. Некоторыми уголовными делами занимаются следователи прокуратуры. Это ДТП, к которым причастны сотрудники милиции, прокуратуры, судьи и т.д. По известным причинам, таких ДТП не так много. Кстати, эти лица находятся под особым контролем своего руководства. Проводимая в обязательном порядке служебная проверка иногда заканчивается вынужденным увольнением "по собственному желанию".

— Спасибо Вам, Аюр. Сегодняшняя беседа напомнит всем водителям о том, как хрупка человеческая жизнь и о том, что нужно ее беречь. Как и свои свободу и репутацию. Нет ничего хуже, чем стать причиной смерти или страданий других людей...

^