14.10.2009
99 картин. Более 40 авторов. Исповедь, перенесенная на холсты, когда люди воспитывались на квасе и коллективизме, а выбирали кока-колу и американский образ жизни. Когда вслед за "потерянным поколением" выросло "поколение 90-х", еще более "потерянное и жаждущее".
— До того как началась перестройка, музейные коллекции формировало государство, — говорит Ирина Федчина, искусствовед. — Формировало хорошо. Последние же 20 лет государственной поддержки нет. Музеи перестали покупать современные работы. Поэтому это время ушло, но мы его можем сохранить, может быть, благодаря таким коллекционерам, как Диана Салацкая и Роберт Кшиштофски.

Диана Салацкая и Роберт Кшиштофски — владельцы арт-галереи "Диас" (г. Иркутск). 9 октября в Художественном музее им. Сампилова они представили Улан-Удэ частную коллекцию, которая включает работы современных художников и мастеров Сибири. Коллекция начала формироваться десять лет назад как увлечение для души. Со временем она становилась все более масштабной.

Художник — как зеркало времени. Он отражает то, что происходит вокруг. Эта выставка — взгляд на последние 20 лет. Художники разных возрастов и разных жанров повествуют о том, как стремительно менялся мир и каковы последствия этих перемен.

Повествуют о том, как "потерянное поколение", бросившись в море бизнеса, втайне вспоминает песни возле костра ("Классики", "Крестики-нолики", "Швейная машинка"). Как взошло "поколение 90-х", которое не помнит пионерских лагерей. Не носило красных галстуков. Зато видело, как все, что ты зарабатывал всю жизнь, в одночасье становилось ничем. И на волне очередного финансового кризиса новое поколение не желает жить ради денег и карьеры ("Банкир").

Их потребности выше, чем у предшественников ("Полуденный некробиоз"). Но они не знают, как их удовлетворить. В поиске удовольствия они бросаются в разные стороны, пробуя на вкус все, что попадается под руку: заграницу ("Странствующий"), наркотики, религию ("Поцелуй Иуды"), гомосексуальные отношения.

До сегодняшнего дня галерея лишь иногда проводила вернисажи, стараясь помочь иркутским художникам. Нынешняя же выставка — первое серьезное мероприятие, цель которого: знакомство с творчеством сибирских художников и мастеров. И первым городом, который увидел выставку, стал Улан-Удэ.

Каждый из авторов этих картин необычен и имеет свою историю. Например, Олег Ушаков в определенный момент резко изменил свою жизнь, уйдя в религию. Сейчас он настоятель прихода в Култуке. Воспитывает пятерых своих детей и восемь приемных. Причем двое детей учатся в художественном училище.

Николай Тарасик, пережив серию инсультов и, можно сказать, заново родившись, создал несколько полотен, на которых прослеживается тема Божьей любви ("Время", "Явление"). Кстати, на операцию художнику требовалось 100 тыс. рублей. Собрать нужную сумму помогла инициативная группа во главе с Дианой Салацкой. Был проведен аукцион, который собрал 250 тысяч рублей. Инициативная группа также добилась для Николая Тарасика проведения бесплатной операции.

"Это замечательный художник, — говорит Диана Салацкая. — После серии инсультов у него не полностью восстановились речевые функции. Но руки работают, и художник рисует. Представленные работы написаны после болезни. На мой взгляд, они стали еще более проникновенными и глубокими. Это загадка Господа".

Искусствоведы называют эту коллекцию "наследием". Авторов — художниками, чьи имена будут написаны в учебниках.

"Выставка особенная, — говорит Людмила Назарова, заслуженный работник культуры, директор Художественного училища г. Иркутска. — Эти работы — не визуальные. Они проникают в человеческую душу с помощью художественных средств, и проблемы, которые поднимаются в них, — общечеловеческого значения. Они заставляют думать. И неважно, какие здесь представлены жанры. В целом эта выставка — обобщенный портрет современного человека".

^