23.06.2004
С наступлением лета для десятков студентов факультетов иностранного языка наступает горячее время своеобразной языковой практики и неплохого заработка. Разными путями они находят себе клиентов — иностранных туристов, чтобы стать их проводниками по солнечной Бурятии. Молодые люди, сталкивающиеся с иностранцами впервые, стремятся показать им самое лучшее — Иволгинский дацан или красоты Байкала, однако самые популярные места в Бурятии для наших гостей — это свалки и рынки.
Бурятия все более быстрыми темпами становится довольно привлекательной туристической зоной. Для жителей многих районов республики иностранцы были экзотикой раньше. А сейчас это такой же сезонный приработок, как и для студентов факультета иностранных языков.
— В Тарбагатае, например, существует целый бизнес, — говорит Андрей Перов, переводчик, закончивший немецкоанглийское отделение ФИЯ БГУ. — Там на все услуги давно установленная такса — концерт самодеятельности семейского хора в местном ДК — 500 рублей с человека, кассета с аудиозаписью — 10 долларов, сувениры — от десяти до ста долларов.
В Улан-Удэ существует несколько туристических фирм, которые каждое лето вербуют десятки гидов-переводчиков из числа студентов ФИЯ БГУ. Первое, о чем сотрудники подобных агентств предупреждают новоиспеченных экскурсоводов: "Ни в коем случае не водите иностранцев на пляж! Зачем им видеть это убожество?".
У Андрей Перова свой подход. В первые годы работы гидом Андрей, руководствуясь привычным российским подходом к иностранцам, строил свои экскурсии по маршруту, начинающемуся с площади Советов. Водил их по улице Ленина, Одигитриевскому собору, Иволгинскому дацану. Опытным путем он пришел к выводу, что делать надо не так.
— Теперь я не стараюсь скрыть плохое, как советуют другие. Впрочем, это невозможно, наши свалки мусора иностранцы все равно видят. А когда я их специально вожу по тем местам, которые они больше нигде не встретят, то это гостям города запоминается надолго.
Такой подход, когда показываешь Бурятию такой, какая она есть на самом деле, сделал услуги Андрея среди иностранцев популярными — теперь ему не нужны фирмы-посредники, гости находят его сами, передавая друг другу его координаты. Обязательным местом, куда приводит Андрей своих иностранных клиентов всегда является Центральный рынок, только там, уверяет молодой переводчик, они могут ощутить `(b, жизни нашего города и вкусы улан- удэнцев.
— Больше всего иностранцев на рынке удивляют огромные ряды продаваемых в тридцатиградусную жару норковых шапок, они даже иногда покупают их, видимо, в качестве сувенира. Еще они активно покупают валенки.
Вообще же Андрей считает, что в Улан-Удэ, кроме Иволгинского дацана и Этнографического музея, в цивилизованном смысле слова "туризм" иностранцев вести некуда. Вот и остается, как делает Андрей, показывать то, что изнеженных иностранцев удивляет или шокирует.
— Иностранцев сейчас очень интересует антропологический туризм, — говорит Андрей, — они с удовольствием селятся в семьях улан-удэнцев, желают как можно глубже изучить нашу обыденную жизнь, лично окунувшись в нее. Их не пугает это все, а удивляет. За этим, а вовсе не за нашей богатой культурой, сюда едут многие.
Еще Андрей обязательно водит своих гостей на городскую набережную, там, вспоминает переводчик, любопытные немцы и англичане наблюдают за купающимися в Уде горожанами. Видимо, размышляет Андрей, это и есть часть антропологического туризма, ведь не просто так, практически все, кто приезжает к нам из-за границы, наряду с резными домиками и головой Ленина, обязательно делают фотоснимки улан-удэнского пляжа.
^