04.11.2009
Развеять мифы

Есть несколько заблуждений, в которые верят некоторые автомобилисты. Разберемся с ними.

Миф 1. Шипованная резина от всего спасет.

О да, шипованные шины позволяют увереннее чувствовать себя на льду и укатанном снегу. Но на чистом асфальте автомобиль на "шиповках" ведет себя хуже, чем машина на липучке (мягких зимних покрышках), тормозный путь длиннее. К примеру. Есть еще один нюанс. Резко тормознув на льду, в городе очень вероятно получить удар в багажник от заднего соседа, гоняющего на всесезонке. А ремонтировать корму так же неприятно, как и нос. Вообще, зимой зависимость от других участников дорожного движения сильна как никогда — если вы отлично водите, не факт, что не въедет в вас какой-нибудь чайник. Пользуясь случаем: всесезонка — это зло почище мобильных телефонов. Зимой нужна зимняя резина, и точка. Причем покрышки нужны одинаковые, чтобы не возникало дестабилизирующей разницы между осями.

Миф 2. Машина, оборудованная электронными системами, неуязвима.

Электронные помощники — это отлично, они облегчают сохранение контроля над автомобилем, но не гарантируют безопасную езду в любых условиях и на любой скорости. Та же ABS сокращает тормозной путь автомобиля, но не всегда. Она, прежде всего, оставляет водителю возможность управлять автомобилем во время торможения на скользкой дороге. Если необходимо, на машине с АБС тормозите ударно, в пол. На машине без нее — прерывисто, быстрыми качками, и чем больше движений ногой в секунду — тем меньше шансов заблокировать колеса. Водители, владеющие навыками экстремального вождения, ABS не любят и без нее останавливают машину чуть ли не быстрее. В любом случае не уповайте на систему курсовой устойчивости и прочие чудеса, держите безопасную дистанцию и скорость движения.

Кстати, зимой очень много аварий происходит на небольших скоростях. Поэтому не надо думать, что движение "ползком" спасет от ДТП, — это третий миф . Случаются столкновения при парковке и маневрировании в стесненных условиях — и все оттого, что сцепление колес с дорогой очень плохое. Коварны неочищенные парковки и раскатанные остановки, на которых автомобили могут просто соскальзывать в сторону при попытке остановиться или тронуться с места.

Скользкие моменты

Нелишне напомнить, где находятся потенциально опасные участки на зимней дороге, потому что там концентрируются аварии. Это перекрестки — как регулируемые светофорами, так и нерегулируемые, а именно въезды на главную дорогу. Кстати, двигаясь по расчищенной главной дороге после прошедшего снегопада, смотрите на примыкающие второстепенные улицы. Транспорт, выезжающий оттуда, может неконтролируемо выкатываться на вашу дорогу, особенно если дорога под уклон. Не удивляйтесь наглым автомобилистам — возможно, машину просто несет. Вы же знаете, что дороги чистят не все, а скорее, их меньшую часть.

Опасны и вышеупомянутые районы остановок общественного транспорта. Особенно далеко следует держаться на гололеде от пешеходов. Эти товарищи не понимают, что машина не может остановиться сразу, перебегают дорогу вблизи от транспорта и потому у нас есть один выход — сбавлять скорость перед остановками и зебрами заранее до минимума. А то тормознешь резко, спасая пешехода, — и опять-таки получишь удар в корму. А пеший убежит благополучно. Кстати, если вам пешеход кажется быстрым и далеко идущим, не радуйтесь. Увы, не исключено, что идущий человек может поскользнуться, упасть и тогда вы приедете к нему быстрее, чем он уберется с проезжей части. Потенциально опасен даже стоящий на обочине пешеход, он может, сделав неосторожное движение, соскользнуть под колеса с заснеженной обочины или бордюра.

Осуществлять трогание и торможение следует не только плавно, но и с запасом по расстоянию и оглядкой на окружающую ситуацию. Довольно сложной задачей становится прохождение поворотов. Не стоит смотреть на впереди идущую машину, лихо выходящую на изогнутую траекторию, — ведь неизвестно, кто ею управляет, мастер спорта или камикадзе; ориентируйтесь только на свои возможности, да состояние дороги и покрышек своего четырехколесного друга. А чтобы в повороте чувствовать себя уверенно, потренируйтесь в выходной день.

Тренировка — путь к безопасности

Спортсмены, которые проходят повороты быстро и безопасно, советуют никогда не расслабляться и не почивать на лаврах — никому не помешает постоянное совершенствование навыков.

Начать можно с техники гашения заносов на скользкой дороге. Отработать ее можно на специально подобранной площадке. Возле ипподрома, у ТЭЦ-2 — неплохие места. Bообще, уверяют тренеры, хватит и пятачка, на котором можно безопасно отрабатывать хотя бы один поворот. Поворот нужно разметить таким образом, чтобы он находился на безопасном расстоянии от границ площадки, куда может сносить потерявший управление автомобиль. Если вам удалось застолбить площадку у ипподрома или зимой выехать на лед карьера или озера, то можно наметить себе несколько элементов.

Например, "восьмерку", "змейку" и кольцевую трассу с прямолинейными участками между закруглениями. И здесь надо обезопасить себя в зоне поворотов — в результате допущенных ошибок будут неконтролируемые сносы и развороты автомобиля, поэтому нарисуйте кромку трассы подальше от края площадки. Нужно и почистить площадку от посторонних предметов (пустых бутылок у нас везде полно), чтобы не повредить покрышки. На слое укатанного снега или на льду автомобиль легко скользит, и резина страдает не больше, чем во время обычной езды.

Цель этих тренировок в том, чтобы научиться телом ощущать начало, направление и интенсивность заноса и приучить себя на основе этих ощущений реагировать автоматически. Чайники от заноса страдают потому, что распознают начало заноса поздно, когда предпринимать что-то уже бесполезно. Выезжайте на тренировку с напарником и с секундомером, пусть замеряет время прохождения каждого из кругов. Очень важно, что, тренируясь, вы не только улучшите свои водительские навыки, но переключитесь на зимний режим езды как таковой!

О типах привода

Лучше, чем профессионал, сказать невозможно. Поэтому ниже приведу ответы Дениса Вагина, шеф-инструктора школы водительского мастерства BMW, на вопрос о поведении автомобилей с разными типами привода и разными коробками.

Вопрос: "В чем разница между управлением автомобилем с механической и автоматической коробкой передач в зимних условиях?"

Ответ: "На автоматической коробке передач не всегда четко чувствуется начало пробуксовки колес, потому что нет жесткой связи между двигателем и колесами. Может случиться так, что колеса забуксуют, вы этого не заметите, оставите газ на прежнем уровне, и колесо начнет проскальзывать еще больше. Сомнения возникают потому, что мотор не начинает резко реветь — ведь передачи переключаются в зависимости от скорости вращения колес, а она из-за пробуксовки может быть достаточно высокой.

Плюс на автомате меньше возможностей по торможению двигателем. Зато с автоматической коробкой передач проще трогаться с места на скользком покрытии — автомат делает это всегда плавно и более надежно".

Вопрос: "Чем отличается езда на зимней дороге на машине с задним, передним или полным приводом?"

Ответ: "Надо сказать, что если на автомобиль не влияют продольные силы, вызываемые ускорением или торможением, то предельно возможная скорость на дуге зависит исключительно от коэффициента трения, то есть от рисунка протектора и состава ваших шин и состояния дорожного полотна. А этот фактор, сами понимаете, не зависит от типа привода.

С точки зрения ускорения различия в типах привода нет никакого — и на переднем и на заднем приводе ведущие колеса скользить начинают раньше, чем остальные. Но передний привод в силу его конструктивных особенностей и развесовки на скользкой дороге позволяет быстрее ускоряться и оказывается более стабильным при движении по прямой. Зато в повороте переднеприводные машины демонстрируют выраженную недостаточную поворачиваемость. Заднеприводная машина, напротив, менее стабильно ведет себя на прямой, но зато, на мой взгляд, на ней проще маневрировать.

Полный привод позволяет чуть сильнее нажимать на газ, поскольку у него пробуксовка колес наступает еще позднее. И поэтому такие машины, естественно, находятся вне конкуренции по динамике разгона на скользком покрытии. Однако в критической ситуации неопытным водителям полноприводного автомобиля сложнее предсказать, какие колеса раньше сорвутся в скольжение, и не всегда очевидно, как именно нужно стабилизировать автомобиль. В результате возникает эффект неожиданности, который приводит к увеличению времени реакции водителя и прочим неприятным последствиям.

Хотя, если колеса уже потеряли сцепление с дорожным покрытием и машина ушла в занос, техника стабилизации, по-хорошему, от привода не зависит. Вполне естественная реакция водителя на любое скольжение — сброс газа. В этом случае все машины ведут себя одинаково, поскольку тяги на ведущих колесах нет. При заносе переднеприводного автомобиля единственное, что можно порекомендовать, — не трогать газ и не доворачивать руль. В случае с задним приводом действия газом те же, плюс поворот руля в сторону заноса.

Правда, при стабилизации переднеприводных и полноприводных автомобилей есть еще один нюанс: иногда, крайне редко, но возможна ситуация, при которой для стабилизации скользящего автомобиля может потребоваться нажатие на газ. Однако на практике это бывает очень редко — когда машина находится в очень глубоком заносе. Скорее всего, такая ситуация может возникнуть не по причине ошибки водителя, а, например, из-за удара.

Но такая техника выхода из заноса очень сложна, и я не рекомендую использовать ее неподготовленным водителям. В моей практике, к примеру, даже в тепличных условиях автодрома очень тяжело заставить водителя на переднеприводной машине нажать на газ именно тогда, когда это действительно позволит стабилизировать автомобиль в заносе. Поэтому я не рекомендую трогать газ ни на переднем, ни на полном приводе. Непрофессиональному водителю лучше положиться на рефлекс, а он требует отпустить педаль акселератора".

^