11.11.2009
Этот материал вызовет недовольство у тех, кто продает подержанные иномарки; у тех, кто их покупает, — некоторый шок. Тема эта не оглашается широко, многие знают, но молчат. Мы собрали кое-какую информацию и спешим ею поделиться: люди уже начали гибнуть из-за недобросовестности торгашей Приморья. Война правительства с собственным народом за российский автопром перешла на новый уровень — с человеческими жертвами.
"Конструктор"

Но начнем с "конструктора" — первого популярного способа ухода от таможенных платежей. Это ответ изворотливых представителей автобизнеса на действия правительства РФ, поднимающего пошлины.

Схема ввоза машины под документы появилась несколько лет назад и вскоре получила широкое распространение. Идея проста, как все гениальное: зачем оплачивать полную стоимость растаможки автомобиля, если можно оформить замену агрегатов — кузова и двигателя. Остальное (кроме рамы) — не номерное, а значит, в оформлении не нуждается. Таким образом гражданин, уже раз заплативший родному государству за ввоз иномарки, получал возможность отделаться малой кровью при смене машины на более свежую той же модели: оплатить пошлину за ввоз запчастей, немного денег отдать за оформление. Итогом становилась свежая машина с ПТС от прежней и внесенной в паспорт заменой агрегатов. А старая машина, переставшая юридически быть транспортным средством, становилась собранием запчастей. "Конструкторы" поставлялись и пользовались успехом. Потому что только так можно было ввезти автомобиль старше семи лет (без бешеной полной пошлины, принятой в сентябре 2002-го).

Все радовались: и граждане, покупавшие старые, хорошо зарекомендовавшие себя машины за доступные деньги, и продавцы, получавшие заработок.

Но все хорошее кончается быстро. Год назад правительство Российской Федерации придумало эту лавочку прикрыть, повысив пошлину на ввоз кузова для легковых автомобилей. С 14 ноября 2008 г. ставка ввозной таможенной пошлины на кузова стала равна 15 процентам таможенной стоимости, но не менее 5000 евро за 1 штуку! Поэтому "конструктор", подорожав на 5000 евро каждый, потерял свой главный козырь — доступную цену.

Распил — это как?

В чьей голове и когда возникла идея распиливать автомобили, неизвестно. Когда японцы узнали об этой технологии, они были в шоке. Да все в шоке, когда узнают!

"Распилыши" стали появляться весной 2009 года. Видна причинно-следственная связь с постановлением о пошлинах на ввоз от 11 января 2009 года, при котором пошлины на автомобили выросли в разы и фактически сделали нецелесообразным ввоз автомобилей старше 5 лет, с объемом двигателя больше, чем у малолитражки.

И, что называется, барыги додумались. В Японии у машины по заводским швам отпиливается задняя часть по задним стойкам и порогу. Получаются две части, они юридически и физически автомобилем не являются — это запчасти.

Повезло в этом отношении джипам: их пилят "слегка", обычно только задок, но есть и вариант отпила "морды"; несущая рама при этом остается целой, ведь за ее ввоз не нужно платить эти злополучные пять штук евро. После ввоза автомобиль попадает к кузовщикам, сваривается, шпаклюется, красится и приобретает первозданный вид. По своим качествам он аналогичен автомобилю после ДТП, но никак не целому. Большинство граждан это не смущает — ведь рама-то нетронута.

А вот модели с несущим кузовом — туда попадают и паркетники, и легковушки — после восстановления в гаражных условиях становятся машиной только внешне. Автомобиль не может обрести своих свойств: жесткость, прочность кузова, которые были заложены производителем, нарушены. При попадании в ДТП или после набора высокой скорости он разваливается — лопаются кустарные сварные швы. Те, кто сидел в машине, погибают.

Цена и законность

Но ненадежность машины — одна сторона медали. Есть и вторая. Действует приказ МВД, по которому при заменах агрегатов надо предъявить копию таможенной декларации на кузов (поскольку это номерной агрегат). При распиле такого документа не будет, что не позволяет эту машину поставить на учет легально.

Оформить "распилыш" можно, разве что вварив при сборке в свежепривезенный кузов панель, несущую номер кузова от старой машины или подделав ГТД на кузов. Это фальсификация и уголовщина. Между тем во Владивостоке есть фирмы, которые открыто предлагают привезти "распилыш" и спрашивают клиента: есть ли старое "железо" (видимо, чтоб было откуда брать номер кузова)? На вопросы о качестве такой "домашней" сборки продавцы отвечают: "Распил производится по заводским швам. После нормальной сварки авто не потеряет своих характеристик, ничего не отвалится и не лопнет. Мы можем привезти распиленную машину, растаможить и отдать вам как есть, без сборки. Если у вас возникают сомнения в качестве нашей сварки, вы можете собрать машину самостоятельно".

Ну вот спасибо — не у каждого дома есть хотя бы паяльник!

Стоимость "распилышей" без ввозных пошлин привлекательнее, нежели цена машины после всех проплат.

Приведу методику расчета стоимости, которой пользуется фирма-продавец. "Чтобы определить, во сколько обойдется "конструктор-распилыш", нужно определить среднюю стоимость такого авто на аукционах. Далее к стоимости авто прибавляем расходы:

+85,000 иен. Стоимость услуг в Японии, включая аукционный сбор, перевоз авто в порт отправки с аукциона, оформление экспортных документов.

+650 дол. Распил рамного джипа, минивэна, автобуса в Тояме. Если делается распил легковой, то 600 дол.

+600 дол. Морской фрахт из Тоямы во Владивосток.

+500 до 1,500 дол. Таможенная пошлина, она зависит от веса авто. К примеру, вес Toyota Land Cruiser и Suzuki Escudo совершенно разный: пошлина на "Эскудо" 700 дол., на "Крузер" — 1300 дол.

+26,000 руб. Таможенный склад временного хранения и услуги таможенного брокера по растаможке.

+1,000 дол. Сбор авто, включая вывоз автокраном из порта, сварка-покраска-установка агрегатов, заливка жидкостей.

Как вычислить "распилыш"

Однако вычислить распиленную машину непросто. Начальник отдела технадзора Николай Бархутов пояснил, что если ТС пришло на регистрацию в органах ГИБДД с уже выданным владельцу ПТС, и номера кузова и двигателя совпали с указанными в паспорте, то нет оснований отказать в постановке на учет. Пока, слава богу, в Бурятии не было зарегистрировано случаев ДТП с участием машин-"распилышей", как в других регионах.

Но на улан-удэнском авторынке есть "распилыши", и немало. В этом неохотно и только по секрету сознаются продавцы. Мне конфиденциально показали парочку Toyota. Нормальные внешне тачки, без видимых следов кузовного ремонта, с большим двигателем: малолитражку пилить-варить невыгодно.

Машина-распил обязательно беспробежная. И продавец скажет, что это обычный "конструктор". Места распила и сварки вылезут только при аварии, когда уже будет поздно. Пролезть за обшивку, чтобы посмотреть места предполагаемого сварного шва, ни один продавец не позволит. Поэтому советуют смотреть ПТС и по номерам кузова через аукцион "пробивать", когда автомобиль был куплен в Японии. Если после нового года и машина заявлена как "конструктор" — это "распилыш".

Знакомый кузовщик посоветовал смотреть места разреза кузова, у внедорожников и паркетников это окошки багажного отсека. Там можно увидеть следы сварки. Вооружившись этой информацией, я пошла по Приречке и парочку подозрительных машин нашла сама.

Знакомые перегонщики посоветовали обращать внимание на Harrier и LC Prado.

Мои приятели просили меня не произносить слово "распилыш" даже шепотом — а то "закатают в асфальт".

Перебрав все джипы и паркетники Toyota, не имеющие местного пробега, я нашла-таки два "Харриера" с корявыми уплотнителями на "форточках". Оба без пробега, с максимальными трехлитровыми двигателями и старше 5 лет. Оба стоят вместе больше миллиона — на эти деньги можно "асфальта накатать" очень толсто! Даже не верилось, что вот он, этот ужас!

Я поглазела молча и пошла дальше, думая о своем. Например, о том, что публика, которая покупает дорогие автомобили, относится к ним без трепета — это не первая и не последняя машина. "Японки" давно завоевали славу надежных, и вряд ли солидный покупатель станет лазить по кузову, обследуя каждый сантиметр лично, как это делают небогатые автомобилисты. А зря, как оказывается!

P.S. *Если этот материал предотвратит хоть одну аварию и спасет кому-то жизнь, буду счастлива. И не благодарите.

*Никто бы не стал изобретать эти опасные схемы, не убери государство возможность ввезти в страну подержанную иномарку по нормальным пошлинам. Вот диалог с одного Интернет-форума (стиль сохранен):

"Я придумал: когда хлеб пекут, тоже до хера остается крошек. Брать их за копейки, склеивать в формы хлеба и продавать.

"Вот когда хлеб подорожает и станет роскошью, тогда и появятся народные умельцы, которые будут клеить крошки. Не дай Бог дожить до таких времен!"

^