25.11.2009
Торговля колбасными изделиями в республике в последние годы отличалась своей напряженной внутренней жизнью. Уход и приход привычных производителей, вечная конкуренция иногородних с местными, борьба за потребителя. Но все это может быть "цветочками" по сравнению с открытием крупной мясной фабрики "Селенга". Владельцы фабрики — компания "Титан" недвусмысленно строит планы о переделе сфер влияния и захвате 25 процентов всего рынка продаваемой колбасы в течение всего лишь года.
Лоскутное одеяло

Рынок колбасных изделий в Бурятии, безусловно, представляет собой "лоскутное одеяло". Но, тем не менее, "лоскуты" в нем различаются на местных и иногородних. Причем среди местных производителей события и перекрой "одеяла" в последнее время были поистине драматическими. Еще года три-четыре назад не менее половины всей продаваемой в Бурятии колбасы производил "Бурятмясопром". Остальную долю составляла завозная продукция, но о ней чуть ниже.

С началом больших сложностей на "Бурятмясопроме" (БМП) рынок колбасных производителей тряхнуло системно. Ладно бы БМП просто остановил производство. Но именно в момент ослаблений позиций БМП к потребителю со своей продукцией вышла Бурятская мясоперерабатывающая компания (БМПК). Эксперты, следящие за рынком переработчиков мяса, отмечают на редкость удачный старт нового на тот момент производителя. И, прежде всего, практически идеальное попадание по времени. Кроме того, менеджерами БМПК была перетянута значительная часть любителей бренда "Бурятмясопрома" — "БМП". Просто из-за похожести аббревиатур. Тоже удачный маркетинговый ход.

В результате БМПК удалось быстро завоевать серьезные позиции на рынке. На взгляд экспертов, они еще несколько месяцев назад имели 50—60 процентов всего рынка колбасных изделий в Улан-Удэ.

Возвращение "БМП"

Не успела такая диспропорция устаканиться, как рынок внутри колбасного сообщества опять начало потряхивать. Чуть ранее на него со своей колбасой и мясными продуктами зашла оптово-розничная компания "БИН", у которой розничная сеть "Николаевский" (бывший "Спутник"). Она имеет подсобное свиноводческое хозяйство, грех было не заняться переработкой мяса. Но его объемы несопоставимы с объемами БМПК.

А с лета 2009 года, не феерично, но, тем не менее, основательно начал свое возращение на "колбасную поляну" "Бурятмясопром". Он вновь открыл производство колбас, причем по широкому ассортименту. Как отмечают наблюдатели, за последние два-три месяца он сильно потеснил именно лидера — БМПК. Продажи последней падают, прежде всего из-за путаницы в бренде. БМПК и "БМП" весьма схожи по названию — разница в одной букве. В голове у людей определенная сумятица и покупают обычно тех, чью марку быстрее увидят на прилавке.

С завозной колбасой в Улан-Удэ ситуация за последние годы, в отличие от местной, поменялась не сильно. Это называется "все флаги в гости к нам", то есть везли все кому не лень. Начиная с востока — это читинский мясокомбинат, на западе — устанешь перечислять: Иркутск, Братск, Ангарск, Усолье. И далее каждый крупный город — Новосибирск, Красноярск, Омск, вплоть до Москвы.

Но имеются изменения в названиях и объемах поставщиков. С территории Бурятии ушел Братский "Падунский" и свернул свое представительство Новосибирский мясокомбинат. Сократились объемы продаж Ангарского комбината. Читинская продукция тоже почти не видна на рынке. Зато нашли своего покупателя недешевые "Дымов" и традиционные на местном рынке москвичи — "Кампомос", "Микоян".

50 на 50

Но, как размышляет директор розничной сети "Титана" Анна Казанцева, несмотря на все телодвижения отдельных производителей, внутри самого рынка пропорции 50 на 50 между местными и иногородними производителями почти не изменились. Так сложилось, можно сказать, исторически. Кто-то считает с отменным вкусом местную колбасу, другая часть покупателей — московскую, третьи — иркутскую, и так далее.

Некоторые подвижки во вкусы покупателей периодически вносят рекламные кампании отдельных производителей. Пытается внести изменения в существующий расклад перманентная правительственная акция "Байкальское качество". Но для более серьезных изменений на рынке обычно требуются поистине тектонические сдвиги. В этой роли, видимо, в ближайшее время выступит "Титан", который открывает собственную мясную фабрику "Селенга".

185 миллионов инвестиций

В "Титане" более чем серьезно подготовились к этому проекту. Вложения компании в мясную переработку уже составили 185 миллионов рублей. Причем речь идет только о строительстве и оборудовании, без учета сырья, упаковки. С такими единовременными вложениями в колбасное производство в Бурятии еще никто не стартовал.

Главный технолог фабрики "Селенга" Ольга Муратова в отношении оборудования, в частности, заявляет: "Были выбраны разработчики и производители оборудования, которые считаются наиболее инновационными на мировом рынке мясопереработки. Например, уникальную технологию копчения обеспечивают варильно-коптильные камеры "Bastra". Они гарантируют полную безопасность потребления копченых продуктов, благодаря полной очистке дыма от смол и прочих канцерогенов. Кроме того, данная система обеспечивает эффект стопроцентный чистоты выбросов воздуха в атмосферу".

На начальном этапе мощность фабрики составляет 5 тонн в сутки, в потенциале 12—15 тонн. Уже сейчас на производстве работают 120 человек, через полгода "Титан" планирует создать не менее 180 рабочих мест.

Амбициозный план

Как поясняет Анна Казанцева, через год "Титан" собирается занять не менее 25 процентов всего колбасного рынка Бурятии. Бренд для мясных продуктов выбран, уже опробованный на молоке, — "Селенга". Так, собственно, и будет называться мясная фабрика. Рекламный слоган также патриотичный — "Богатство родного края".

Сама фабрика условно разделена на четыре части: полуфабрикаты, колбасное производство, продукты из курицы и холодца, зельца, заливное. Что касается полуфабрикатов, то "Титан" и до открытия фабрики выпускал их до 3 тонн в сутки. Причем спрос был, но производственных мощностей не хватало. В этом плане появляются точки роста. Из мяса птицы на фабрике предполагаются делать эксклюзивные вещи: уже запущены в производство куриные рулеты с грибами, черносливом, сыром. Заливные и зельцы уже также делаются на фабрике. Как заверила Анна Казанцева, они отменного качества и вида.

В отношении колбасы "Титан" заявляет о высоком качестве. Причем как о вареной, так и копченой. И, как говорит Анна Казанцева, "высокое качество и низкая цена — вещи мало совместимые, но компания будет ориентироваться на сформировавшиеся рыночные цены. Причем это будут колбасы из чистого мяса, без заменителей типа сои. Такие колбасы нашли своего покупателя в Бурятии. Это видно по тем же уровням продаж в магазинах "Титан" колбас других производителей. Впрочем, от класса "эконом" (условно) "Титан" также отказываться не собирается. Они будут находиться в среднем ценовом ряду".

Ориентир на местное мясо

Еще один сюрприз от "Титана" — это работа с сырьем. Там отнюдь не делают ставку на монгольское мясо. По словам Анны Казанцевой, "дешевизна монгольского мяса — это немного миф. Ветеринарные проблемы никто не отменял, а это удорожание. Поэтому на сырье из Монголии мы даже не рассчитываем". В общем, "Титан" собрался ориентироваться на местное мясо.

Впрочем, проблем на "Титане" по поводу местного сырья также не скрывают. В Бурятии на селе до сих пор нет крупного предприятия-производителя. Зато в разных районах есть много мелких ферм по выращиванию и забою скота, причем без полной переработки. От этого мясо неоднородно по качеству. Также от мелких фирм возможны нестабильные поставки в течение всего года, летом, например, мяса в Бурятии мало.

В этой связи в "Титане" понимают, что открытие фабрики должно подтолкнуть развитие животноводства в республике. Компания практически официально заявляет о поиске партнеров по Бурятии на поставки сырья. В некоторой степени "Титан" может даже оказать помощь в развитии своих поставщиков. Поскольку мясо необходимо круглый год, а в свою очередь "Титан" — гарантированный канал сбыта.

В общем, "Титан" показал свои амбиции на достаточно сложном, причем новом для себя бизнесе. Как заявляют менеджеры компании, они приложат все усилия, чтобы и этот проект был обречен на успех.

^