02.12.2009
Водители совершают ошибки круглый год, нередко из-за них случаются ДТП (но чаще везет). Но зимой вождение само по себе представляет гораздо более сложную задачу и требует большего погружения в этот процесс. Причин много. Рассмотрим моменты, на которые стоит обратить внимание.

Главная особенность зимней езды — это плохое сцепление покрышек со скользким укатанным снегом и льдом. Ухудшает видимость короткий световой день. Зимой сложнее следить за чистотой оптики и стекол, но протирание пыли сухой мягкой тряпкой — это уже что-то. А раз в 2—3 недели хорошо бы заезжать в тепло, давать кузову нагреться и до хрустального блеска отмывать стекла и оптику. На них скапливается не только пыль, но и жировые осадки, сажа, которые сухой тряпкой не убрать.

Они дают блики и разводы, слепящие водителя долгими зимними вечерами. Сам человек сидит за рулем этаким полярным медведем: он скован зимней одеждой, которая ограничивает подвижность, а теплая обувь имеет толстую негибкую подошву и больший наружный размер. Утепляющие подкладки из меха или подогреватели на сиденьях тоже вносят свою лепту в разобщение автомобиля и его повелителя. А если бедный водитель еще и простужен (или гриппует), то неважное самочувствие тоже снизит время реакции. Поэтому настоящие автомобилисты подбирают одежду с умом, такую, чтобы не мешала управлять автомобилем. А чтобы не простывать, не включайте печку или климат-контроль на жару. Пусть в машине будет градусов 18—20, тогда при выходе на улицу организм не будет чувствовать себя папуасом, выброшенным в Антарктиду.

Почтительное отношение к тому грязно-белому покрывалу, что раскатано повсюду, экономит немало денег на кузовных ремонтах. Зимой мало у кого получается ехать как летом, то есть с желаемой скоростью. Зимой нужно двигаться неспешно и глядеть вперед: не выводит ли дорожка на заснеженный участок. Если да, то еще на асфальте следует плавно снизить скорость, чтобы и коллега, что висит сзади, на хвосте, успел притормозить. Потом аккуратно проехать скользкий кусок — особенно если там остановка, переход или поворот.

Наши же водители, замечено, умудряются сделать все не так. Многие и зимой носятся, как летом. Увидев расчищенный асфальт, многие автомобилисты радостно топят по нему, что опрометчиво, поскольку мало у кого развито умение прогнозировать окончание хорошего участка; потом наши торопыги совершают ошибку, давя тормоз и не глядя в зеркало заднего вида. За шустряками, ведомые ими и вводимые в заблуждение, мчатся другие "летчики". Те, в свою очередь, совершают наивную ошибку под названием "не соблюдаю дистанцию". Если никто никого чудом не догнал, передний водитель вскакивает в поворот и продолжает давить тормоз. Это еще одна ошибка, поскольку при повернутом руле резкое и интенсивное нажатие любой педали с большой вероятностью ведет к заносу. На скользком же покрытии вероятность потери контроля над машиной стопроцентная.

Как ни обидно, скользкое покрытие очень часто "косит" под чистый асфальт. Тонкий слой прозрачного ледка не всегда бывает виден. На мостах и эстакадах, напомню, он присутствует практически всегда — таково действие законов физики для конденсата воды. Очень част лед и в местах выезда — шлифующие машины топят лед шинами и на мокрых протекторах выносят на асфальт немного воды, которая благополучно застывает.

Кстати о шлифовке. Просто диву даешься, глядя на заднеприводный "Марк", который стоит на укатанном снегу и визжит беспомощно вращающимися ведущими колесами. У переднеприводных такое тоже бывает, особенно в подъем. Что делают многие наши водители? Как ни парадоксально, продолжают давить газ, причем все глубже. Буксование продолжается и становится все более бессмысленным и опасным. Чем быстрее крутятся колеса, тем больше вероятность сноса ведущей оси — корму или нос машины просто стащит в сторону, и дай бог, чтобы там никого не оказалось. Чтобы тронуться в сложных условиях, нужна предусмотрительность. Зимой важно видеть, что именно под колесами — покрытие определяет манеру вождения. И чем коварнее покрытие, чем хуже его сцепные свойства, тем нежнее нужно обращаться с педалью газа, тем точнее дозировать тягу. Владельцам машин на механике намного проще трогаться и чувствовать момент трогания. Тем, у кого автомат, советуют включать зимний режим, машина в этом случае будет трогаться со второй передачи. Ставить селектор на "1" или "L" ни в коем случае не стоит — не нужно ограничивать количество передач только первой, на которой автомобиль будет шлифовать от избытка тяги. Самостоятельно ее регулируют автомобили, оснащенные электронными системами типа TRC.

Кстати, о полном приводе: далеко не у всех автомобилей он постоянный. Чаще всего подключается вторая ось при пробуксовке основной. Так вот: если вы на такой машине очень резко нажмете газ, ведущая ось забуксует, и межосевой дифференциал, не имеющий блокировки, отправит всю тягу именно на шлифующие колеса. Да, звучит глупо, но так работают многие схемы полного привода без центральной блокировки! Поэтому и на 4WD нужно трогаться плавно и спокойно. Без мании величия.

Еще один серьезный просчет — не оставлять запаса пешеходам при остановке. Грешат им чуть не все водители маршруток, тормозя в 20 см от толпы своих пассажиров, семенящих к транспортному средству по скользкому, как мыло, льду. И трогаются они так же — в расчете, что вся толпа, как один человек, пройдет ровным шагом в считаных сантиметрах от морды микрика и никто не оступится. Аналогичный пример — это автолюбители, поздновато тормозящие перед "зеброй" и не оставляющие пешеходам запаса на тот случай, если человек споткнется и упадет. Поэтому все пешеходы панически боятся упасть — оказаться под колесами можно очень даже запросто! Разумеется, список ошибок можно и продолжить... И если вы узнали свою манеру езды, срочно исправляйтесь.

Всем — нескользкой дороги!

^