09.12.2009
Несколько вопросов
Поскольку зимой условия эксплуатации автомобиля в разы суровее, чем по теплу, у молодых автовладельцев регулярно возникает куча вопросов. Вот некоторые из них. Первый касается контрольной лампы Сheck Еngine, второй — генератора.

Что нужно знать о "чеке"

Подробно узнать о символе Сheck Еngine не только интересно, но и полезно. Потому что эта штучка желтого или оранжевого цвета жизненно важна. Она "живет" и работает на панели приборов. В переводе с английского Сheck Еngine означает "проверьте двигатель". Она сигнализирует о том, что блок управления обнаружил какой-то сбой в работе системы.

Когда вы включаете зажигание, сигнал этот сначала загорается, то есть проверяет сам себя: грубо говоря, дает вам знать, что лампочка в нем не перегорела. После запуска мотора (или даже без него в течение некоторого времени) в норме "чек" скромно гаснет. А если лампочка вдруг подмигнула водителю или мигает во время движения, это толстый и конкретный намек: "обрати внимание". Причем обращать внимание придется вдумчиво и с помощью квалифицированных специалистов. Сигнал этот можно назвать загадочным, поскольку его расшифровка может оказаться различной: от потери крышки бензобака до серьезных проблем с двигателем. Электронные системы современного автомобиля следят за множеством датчиков, например, положения распредвала и скорости вращения двигателя; температуры двигателя; количества и температуры воздуха, поступающего в цилиндры; положения дроссельной заслонки; содержания кислорода; и др.

Но хватит умных слов. Если в пути загорелся "чек", это не значит, что нужно припарковаться на обочине и вызывать эвакуатор. Логичнее всего проехать в сервис, не откладывая и попросив машину чуточку потерпеть. Но для начала остановитесь, прислушайтесь, не издает ли двигатель каких-либо посторонних звуков? Если сами вы ничего не нашли странного, двигайтесь в объятия СТОшников, но не гоните и не развивайте высоких оборотов. Главное не пугайтесь, все может обойтись ерундой.

Приведем вероятные причины и историю появления желтой лампочки. Кстати, даже ее окраска значит, что неприятности возможны, но ситуация не экстренная, и ехать можно. Иначе ее сделали бы красного цвета — как лампу давления масла (оно упало, и движок может заклинить) или тормозная (если моргает символ ручника — значит, проблемы с тормозной системой). Впрочем, на некоторых моделях Mazda, Subaru она именно красная.

Автомобили уже давно начали оснащать маленькими компьютерами, которые совершенствуются и становятся все более сложными, многофункциональными и вездесущими. Блоки управления двигателем, как ревнивая жена, следят за всем: контролируют не только состав горючей смеси, но и многое другое, вплоть до момента переключения передач в автоматах. Поэтому причин загорания "чека" может быть много. Искать их следует с помощью сканера и мастера — хорошего диагноста. В городе любая уважающая себя станция техобслуживания приобрела сканер, чаще это многофункциональные устройства типа Carman или Launch, которые зависят от установленного на них программного обеспечения и всеядны. В большинстве случаев диагностики такой "машинкой" вполне достаточно. Но дилерский сканер именно вашей марки — это самая точная и подробная диагностика в руках опытного специалиста. Водится он, как и следует из названия, у дилера и работает с подержанными и праворульными автомобилями тоже.

Впрочем, Сheck Еngine может зажечь свой несколько зловещий глаз также и по причине плохого топлива. Не понравился бензин датчику детонации, и все, электроника считает это проблемой. А жизнь из проблем и состоит: "умерший" катализатор, ослабший ремень ГРМ, засорившиеся форсунки — примеры из практики. Поэтому иметь постоянного и квалифицированного спеца с мозолистыми, почерневшими руками и добрыми глазами — большое счастье.

Твоя электростанция

Новоиспеченные автовладельцы (и закоренелые порой тоже) считают, что электричество на борту автомобиля — это целиком заслуга аккумулятора. На самом деле аккумулятор нужен лишь для стартового толчка и для обеспечения светом и музыкой, когда двигатель выключен. Это накопитель, который нуждается в подпитке от трудолюбивого партнера. И в "полете", при работающем движке за все отвечает генератор. При этом он же и заряжает ежедневно и ежесекундно аккумуляторную батарею. Аккумулятор как жена, которая выгоняет мужа-генератор на заработки, а потом питается его кошельком-энергией. Не углубляясь в устройство этого важного узла, расскажем, зачем он и что с ним делать. Генератор предназначен для питания системы зажигания (заставляет свечи искрить и поджигать смесь воздуха и бензина много-много раз в секунду), для освещения дороги фарами и салона лампочками, для работы контрольно-измерительных приборов и отопителя/кондиционера, магнитолы, дворников и так далее. Аккумулятор подключится к числу этих приборов и начнет подзаряжаться чуть позднее, как только электроэнергии, вырабатываемой генераторной установкой, станет достаточно, чтобы обеспечить бесперебойное функционирование всех потребителей. Аккумулятор — как умная жена: пока муж не получит зарплату, получать с него нечего. Зимой генератору приходится работать под большой нагрузкой: отопитель, обогрев дворников, сидений и раньше обычного включаемые фары требуют много энергии.

Условия, в которых живет генератор, комфортными никак не назовешь: в подкапотном пространстве то холодно, то жарко; на автомобильную электростанцию попадают грязь, масло, влага. Чтобы не бояться грязевых брызг, чтобы избежать окисления выводных клемм генератора и потери в них надежного контакта, советуем приехать на СТО и попросить покрыть крепления всех генераторных проводов слоем какой-нибудь консистентной смазки. А заодно пусть проверят состояние и натяжение ремня привода генератора. Ремень следует периодически менять и натягивать корректно: слабый, проскальзывающий, он не будет выполнять свои функции должным образом, перетянутый — приведет к нагрузке на передний подшипник и ускорит его износ.

Автовладелец должен также знать: не следует допускать даже непродолжительную работу генератора с отсоединенной аккумуляторной батареей. Всплеск напряжения в сети, возникающий при этом, опасен практически для всех бортовых электронных устройств современных автомобилей. Напоследок перечислим неисправности генератора, которые, увы, случаются на немолодых автомобилях. Так, повышенный шум свидетельствует о том, что подшипники изношены или повреждены. Их меняют. Бывает, что генератор перестает давать зарядный ток, о чем вам сообщит контрольная лампа на приборной панели (красный символический аккумулятор), а также показания амперметра или вольтметра, если такая роскошь на борту наличествует. Если ремень генератора нормально натянут и не проскальзывает, то самая вероятная причина неисправности — износ щеток или их зависание в щеткодержателе. Их тоже можно заменить. Причем зачастую экономные автомобилисты используют щетки от отечественных генераторов — их нужно слегка доработать напильником. Еще прозаичнее — когда эти самые щетки заклинивает от грязи. К сожалению, и в этом случае придется обращаться к специалистам.

Довольно часто генератор дает большой зарядный ток, и аккумулятор систематически перезаряжается и кипит от возмущения; либо ток, наоборот, слишком слабый, батарея "голодает". Прежде чем грешить на АКБ, проверьте генератор и регулятор напряжения у автоэлектрика. Чем ближе знакомишься с устройством автомобиля, тем больше убеждаешься, что он похож на человеческий организм: ничего лишнего и бесполезного. И каждый узел-орган за что-то отвечает. Поэтому нужно бережно относиться к своему четырехколесному другу и поддерживать все узлы в бодром состоянии. Особенно зимой.

^