03.02.2012
История стремительного взлета и столь же стремительного краха сибирской шапкостроительной отрасли.
В далекие позднесоветские времена некоторые вещи стоили гораздо больше денег за них уплаченных. Потому что с деньгами у большинства населения проблем особых не было, а, вот, модные и статусные вещи приходилось «доставать». Именно по наличию дефицитных вещей в гардеробе судили о способности человека «устраиваться в жизни». В наших сибирских условиях одной из таких статусных вещей являлась норковая шапка-ушанка.

С точки зрения Госплана, цельная норковая шапка была неразумной тратой ресурсов. Разводить норку было довольно дорого, и это имело экономический смысл только для продажи меха в капиталистические страны за твердую валюту. Лишь нераспроданные на Западе остатки шли в производство шапок для населения СССР. Продавали их при этом по цене существенно ниже себестоимости.

Эти шапки были невероятно популярны. В условиях дефицита население шло на все что угодно лишь бы «достать» шапку. Очень часто при этом нарушался строгий советский закон. Чтобы снизить накал страстей Госплан наладил выпуск так называемых шапок-обманок – головных уборов имитирующих ушанки. Так из тех же остатков получалось в 2-3 раза больше продукции. В какой-то момент казалось: проблема решена!

Но у граждан, обладающих настоящими цельными шапками, возникло другое затруднение. Как подчеркнуть, что у тебя «целка», а не какая-то там обманка? Так, ведь, ненароком можно было спутать серьезного уважаемого человека с каким-нибудь забулдыгой! За что, как говорится, боролись? На этот серьезнейший вызов был найдет простой, но гениальный ответ – люди начали чуть менее туго завязывать шнурки на ушах. Ровно на столько, чтобы уши слегка оттопыривались. Любой человек невооруженным взглядом мог сразу отличить – цельная с тобой шапка хочет заговорить, или можно сделать вид, что ты не услышал вопрос. В таком виде сосуществование двух видов норковых шапок продлилось вплоть до конца СССР.

А когда не стало Госплана, население, наконец, получило возможность диктовать шапочной промышленности свои вкусы. Началось капиталистическое соревнование. Стремясь подчеркнуть свою индивидуальность, граждане начали мериться размером ушей. С каждым сезоном модные шапки становились объемнее, и принимали все более причудливые формы. В конце концов, топ-шапка могла быть в два-три раза больше головы, а ее уши невозможно было связать друг с другом – они накладывались одно на другое. Поэтому уши просто стояли, как бы сообщая всем окружающим, что обладатель этой шапки богатый и успешный человек, а вы все вокруг - нищеброды и неудачники. 

Необходимо отметить, что стоимость самых крутых шапок с самыми большими ушами уже приближалась к годовому среднему доходу жителя Сибири. Так что носить их могли лишь единицы. Остальные вынуждены были признавать свое неумение устраиваться в жизни, и носили шапки попроще.

А затем произошло событие, которое следовало бы изучать в каких-нибудь западных институтах дизайна. Где-то во глубине сибирских руд некий неизвестный модельер догадался, что уши стали отдельным и самостоятельным элементом сибирской моды. И создал первую в мире шапку-домик. По сути это та же советская обманка, но с торчащими вверх декоративными ушами! При низкой цене «домика» размеры его ушей могли сравниться, а в отдельных случаях и превзойти, аналогичные показатели цельной шапки. Это был пик развития нашего шапкостроения. «Домик» носил каждый второй житель Сибири мужского пола, а сами шапки продавались на каждом углу.

Неизвестно, каких еще недосягаемых высот мог бы достичь у нас дизайн меховых шапок, но в 2000-е самобытная сибирская культура ношения головных уборов была уничтожена бездуховным западным телевидением. По MTV, ведь, если и показывают людей в ушанках, то лишь для того, чтобы посмеяться. Пропаганда сделала свое черное дело - вся Сибирь сейчас ходить в бездуховных китайских "пидорках".

Однако и сейчас кое-где можно встретить отважных сибирских патриотов продолжающих носить самобытные шапки-домики. Грустно только то, что не всегда они знают историю происхождения этого чудесного головного убора.
Социальные комментарии Cackle
^