09.02.2012
Читающую Бурятию подводит нечитающая страна.

В книжных магазинах Улан-Удэ происходит что-то странное. Книжные полки сверкают девственной пустотой. Кое-какие магазины вовсе закрылись. На радость любителям сэкономить в книжных перестали быть редкостью таблички, сообщающие о том, что в связи с ликвидацией магазина объявляются баснословные скидки. Что случилось с книжным рынком Улан-Удэ?
Банкротство книготорговцев

Незавидная участь постигла широко известную книготорговую компанию «Топ-книга» (сеть магазинов «Книгомир») - она объявлена банкротом. Именно с этим фактом связано то, что в Улан-Удэ закрыто несколько «Книгомиров», а те, которые работают, переживают реорганизацию - они были перекуплены другой книжной компанией. Так, в авральном режиме сейчас функционируют бывшие магазины «Книгомир» на Ключевской и на Ленина.

- Наша головная кампания объявила себя банкротом. Некоторые магазины перекуплены другими книжными кампаниями. В частности мы сейчас относимся к издательству «АСТ». И еще два магазина закрылись, так как были признаны не выгодными. Не заинтересовано в них новое руководство. Четыре магазина из наших шести переходят на новое юридическое лицо, поставки товаров будут также продолжаться. Но пока идет процесс реорганизации, некоторый беспорядок тут у нас пока будет, - объясняет администратор книжного магазина на Ленина, 21 Юлия Калашникова.

По словам Юлии, в ближайшее время все бывшие магазины, ранее именовавшиеся как «Кногомир», снова будут работать в прежнем режиме. Будет ли ребрендинг, смена вывески - пока еще решается. Но ассортимент товаров, качество продукции останутся на прежнем уровне, - успокаивают улан-удэнцев.

- Издательство «АСТ» - миллионщик. Они занимается абсолютно всем. От детской, досуговой литературы до потрясающих изданий: энциклопедий, специальной литературы и многого другого, - говорят в бывшем «Книгомире».

Запах книги

Что касается наших, бурятских книготорговых компаний, никаких реорганизаций не было и не планируется. Восемь филиалов «Полинома» как были, так благополучно и существуют по сей день. Речи о нерентабельности такого бизнеса, сокращении филиалов нет в помине. И не в последнюю очередь благодаря тому, что в Бурятии количество читающих людей сократилось не так катастрофически, как по всей стране в целом.

- На наш взгляд, читать в Бурятии меньше не стали. Книги также пользуются популярностью, - замечает начальник торгового отдела компании «Полином» Жаргалма Намсарева.

А заведующая магазином «Полином» на Ленина Оксана Самойлова и вовсе уверена: с каждым годом в Улан-Удэ начинают читать все больше и больше:

- Запах книги - это нечто особенное. В подарок интернетовские листы ведь не подаришь. С каждым годом все больше народу начинает читать, смотреть, выбирать, дарить книги.

Особенно мне нравится предлагать книги для детей. Для развития ребенка сейчас есть все! Принимаешь товар и поневоле думаешь: «Ну почему в моем детстве такого не было?» - с улыбкой признается Оксана.

Классика не в моде

Читать жители Бурятии, слава богу, вроде бы совсем не перестали. Вот только пристрастия улан-удэнцев в литературе заставляют о многом задуматься.

По словам Жаргалмы Намсараевой, особенной популярностью пользуются книги по бизнесу, менеджменту, маркетингу. Детская литература практически всегда пользуется огромным спросом. В особом ряду - детективы, фантастика, мелодрамы. Что касается серьезной «золотой» классики, то она имеет довольно узкий круг читателей:

- Старая классика - ее обычно покупают либо люди в возрасте, которые хотят пополнить свою домашнюю библиотеку, либо школьники, которым необходимо прочесть классику по школьной программе, - говорят в «Полиноме».

Однако сказать, что та же молодежь вовсе не тянется к серьезной литературе, конечно, нельзя. Тянется, еще как. Вот только выбор среднестатистического улан-удэнского подростка обескураживает, так же как и то, что лежит у него на книжной полке дома. Он может взять, к примеру, Стейнбека, на следующий день Мураками и одновременно запоем учитываться романами Сэлинджера и Воннегута, вперемешку со случайно попавшим сюда же Набоковым.

Администратор книжного магазина Юлия Калашникова объясняет такую разбросанность тем, что во многом в мире книг опять-таки правят мода и кич:

- Молодежь все равно тянется к книге. Но они пойдут читать классику хотя бы потому, что в каком-то журнале посоветовали или кто-то сказал. Своеобразный «понт» такой. Достать из сумочки, показать - я сейчас читаю Стейнбека. Немало идут за конкретной книгой, потому что ее уже кто-то прочитал. Мол, и я тогда, значит, тоже должен знать, что там пишут.

«Упырятник» задает тон  

Зарубежные классики у молодежи сейчас особенно в почете. Многие берут ту или иную книгу после экранизации произведения. После просмотра понравившегося фильма многие хотят перечитать оригинал. Реклама тоже играет роль. Как в СМИ, так и среди знакомых. Даже не стоящая, но хорошо разрекламированная книга пользуется бешеной популярностью

- Конечно, книги - это прежде всего бизнес. Эмоции. Мода. Возьмите тот же так называемый нами, книжниками, «упырятник». По-другому не назовешь. Вампиры, мистика, фантастика, детективы - очень популярны сейчас, - говорит Юлия Калашникова.

В свою очередь издательства, реагируя на столь своеобразный спрос на рынке, и выпускают все больше соответствующей продукции. И порой достать действительно стоящую книгу очень сложно.

- Есть такая проблема. Такая ситуация напрямую зависит от издательства. Кризис как бы не объявлен официально, но опаска все равно есть. Книги выпускаются ограниченным тиражом. И они в основном расходятся по крупным городам России, - объясняют книжники.

В последнее время пользуются спросом маленькие карманные библиотеки. Книжки размером меньше ладони, очень эффектно выглядят: золотой обрез, красивый футляр и прочее. Словом, создается впечатление, что книги, домашние библиотеки сейчас мельчают точно так же, как наши литературные вкусы и предпочтения.

Василиса Шишкина, «Номер один».
Социальные комментарии Cackle
^