18.04.2012
Улан-Удэ стоит на пороге массовых «доначислений» по общедомовым приборам учета.
Кампания по установке общедомовых счетчиков, которая шла под лозунгом экономии денег потребителей, в подавляющем большинстве случаев приведет только к увеличению трат простых людей на коммунальные услуги. Пока с этими проблемами столкнулись лишь несколько домов, где счетчики установили более года назад. Все остальные граждане получат дополнительные счета позднее.

Платите еще 

В апреле каждому из жителей дома по улице Жердева, 116 пришли счета от ТГК-14 на кругленькую сумму. От 1,5 до 11 тысяч рублей каждая квартира должна доплатить в ТГК-14 в качестве «доначисления» за горячую воду и отопление. Жительница этого дома Татьяна Зайцева у себя в квартире установила всевозможные приборы учета, в том числе и счетчики на горячую воду. Все счета она регулярно, добросовестно оплачивает. Теперь сверху этого ТГК-14 требует с нее еще 7 тысяч рублей.

- Практически дома у нас редко когда кто бывает. Я на пенсии, то хожу на лечение в больницу, то нянчусь с внуками в гостях у детей. Муж приходит с работы только вечером. Потому у нас пользоваться горячей водой некому. Чтобы не платить по тарифу, мы и установили счетчики. Откуда взялись эти семь тысяч? За что или за кого я сейчас еще должна платить дополнительно? - недоумевает пенсионерка.

Жителям не показывают распечаток счетов, и даже сам принцип распределения «доначисления» по квартирам людям не понятен.

- У соседки 4-комнатная квартира, у нее долг оказался 4 тысячи рублей, у владельцев «двушки» - долг 11 тысяч рублей. Каким образом получаются эти суммы? - вопрошает Татьяна Борисовна.

Как оказалось, на вопросы жителей в ТГК-14 всем отвечают по-разному:

- Разным жильцам ТГК дает разные разъяснения. Мне сказали, что причина в превышении показателей по теплосчетчикам по итогам 2011 года. Другим сказали, что это перерасход горячей воды. И третьим вообще почему-то объясняют, что все это связано с промывкой системы, -- говорит жительница дома Ирина Лубсанова.

- Доначисление произведено по услуге горячего водоснабжения, потому что такие данные подала управляющая организация, так показали приборы учета. Видимо, там был большой расход сетевой воды, которую дом принимает. А куда она пошла - нам неизвестно. Сумма доначисления составляет 315 тысяч рублей по дому. Ее распределили пропорционально тому, у кого какая площадь квартиры, сколько человек прописано, - разъясняет пресс-секретарь ОАО «ТГК-14» Сэсэг Казанцева.

Разъяснять не обязаны

Как оказалось, никто не обязан гражданам разъяснять в таких случаях, откуда взялись такие счета. По словам Сэсэг Казанцевой, компания «ТГК-14» не вправе предоставлять сведения об этих доначислениях кому-либо, кроме управляющей организации.

- У нас все работы с ТСЖ или управляющими организациями проводятся на основании договоров и протоколов собраний собственников жильцов домов. Так что все данные по расчетам, платежам выдаются только управляющей организации, - заявили в пресс-службе ТГК-14.

В свою очередь и управляющая организация нести ответственность за баснословные общедомовые долги не собирается, ссылаясь на то, что жители дома платят за тепло и ГВС по лицевым счетам напрямую в ТГК-14. Они не следят и не должны следить за тем, как расходуется вода. Таким образом, горожане остаются наедине со своими проблемами. Разбираться с тем, почему в доме произошел перерасход горячей воды, что с этим делать в дальнейшем - некому.

По мнению председателя ассоциации ТСЖ Татьяны Дерябиной, виноваты в этом сами жители, которые пошли на поводу у неправильной политики администрации города и ТГК-14.

- Вся роль управляющих организаций сводится к тому, что они механически списывают показатели с приборов учета и передают их в ТГК-14. Больше ничего они делать и не обязаны по закону. В свою очередь ТГК-14 также не имеет права работать напрямую с физическими лицами. Брать деньги имеют право, а отвечать перед ними не обязаны. И сейчас виноватых найти в этой системе невозможно, - считает Татьяна Дерябина.

Не желая доверять свои деньги ТСЖ или управляющим организациям, горожане, сами того не ведая, попали в ловушку:

- Такая политика у нас в городе: платить в ТСЖ или управляющую организацию мы не будем, потому что они украдут, деньги пропадут, мы лучше заплатим сразу напрямую. Ну, вот и получили то, что и должны были получить, - считают в ассоциации ТСЖ.

Обратный эффект 

В Улан-Удэ лишь единицы домов платят за потребляемые ресурсы в свою управляющую организацию или ТСЖ, а не напрямую в ТГК-14, Бурятэнергосбыт и «Водоканал». В этих домах сэкономить на приборах учета получается, потому что тут за порядком есть кому следить. Иначе установка приборов учета приводит к обратному эффекту - разоряет горожан.

- Я всегда говорю: установить счетчик - это не проблема. Но вот поставили и стали считать. А потом откуда-то переплаты, доначисления. С такими жалобами ко мне уже обращалось немало домов. Выяснилось, откуда берутся эти доначисления. К примеру, 100 тысяч рублей насчитал общедомовой счетчик. Из ста жителей 50 оплатили свои долги. Ту сумму, которую собственники заплатили, отнимают от общей суммы, а оставшееся делят на всех поровну: и на тех, кто платил, и кто не платил. Это касается и электричества, и воды. Вот такая практика у нас в городе, - поясняет Татьяна Владимировна.

Уже сейчас понятно, что такие же проблемы, как у жильцов дома по Жердева, 116, начнутся в республике повсеместно. И будут расти, как снежный ком. И вовсе не из-за того, что повсюду установят счетчики, а потому что установят эти приборы учета там, где изначально не было порядка.

- Чаще всего причина баснословных долгов по общедомовым приборам учета кроется в том, что вместо одного прописанного в квартире могут проживать десять человек, бесконтрольно пользоваться горячей водой, а платить за их расходы будет весь дом. Или же, если где-то есть утечка. В любом случае кто-то должен выяснять, в чем дело, устранять причины. Все это необходимо строго контролировать каждый день, иначе в установке приборов учета не будет ни смысла, ни экономии, - подытоживает Татьяна Владимировна.

Как должно быть 

В доме ТСЖ «Зенит», которым руководит Татьяна Дерябина, общедомовые приборы стоят давным-давно. У каждого из собственников есть на руках договор с ТСЖ. В свою очередь ТСЖ имеет договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями. Поэтому при любых вопросах выяснять, что случилось, будет ТСЖ, а не жители. И держать ответ перед жителями за любые неясности также обязано ТСЖ.

- Счетчик не может посчитать больше, чем потреблено. В каком случае так происходит? Если только в ряде квартир проживает намного больше жильцов, чем прописано. За этим нужно строго следить, - считает Татьяна Владимировна.

В ТСЖ «Зенит» отслеживают этот вопрос дотошно:

- Даже если родился в нашем доме ребенок, а в этой квартире нет счетчиков, мы сразу начинаем на него начислять оплату дополнительно. Потому что на этого малыша общедомовой счетчик тоже, в том числе, насчитывает, и другие собственники не обязаны платить за него, - говорит Татьяна Дерябина.

Более того, в ТСЖ «Зенит» жители могут сами регулировать температуру в квартирах. Зимой в доме тепло, весной температура средняя. Какая именно должна быть температура в то или иное время года, решают сами жители на общем собрании:

- Эти вопросы прописаны в Жилищном кодексе. В обычных квартирах температура должна быть 20 градусах. В угловых - 22. Температура горячей воды должна быть 55 градусов. Но у нас в доме жители захотели, чтобы в зимние месяцы температура была порядка 26 градусов. Сейчас, весной, мы днем отключаем отопление вообще, вечером включаем снова. Никто не задыхается от духоты и не оплачивает тепло, которое уже никому не нужно, - говорит Татьяна Дерябина.

К таким результатам ТСЖ «Зенит» пришло не сразу. Потребовалось больше десятка лет, чтобы методом проб и ошибок, с немалыми финансовыми вложениями, наконец, работа была выстроена идеально. Потому не удивительно, что в других домах города таких результатов нет и не предвидится. Как показывает практика, установка умных приборов там, где нет никакого порядка, приведет только к плачевным результатам.

Василиса Шишкина, «Номер один».
Социальные комментарии Cackle
^