16.05.2012
В большинстве своем знаменитые спортсмены и балерины - это те, за кого выбор профессии сделали родители. Ведь в сознательном возрасте начинать карьеру здесь поздно, нужно ежедневно тренироваться с раннего возраста. Тренировки отнимают как собственно детство, так и здоровье.
Дети как взрослые

В хореографическом училище, где готовят будущих артистов балета, сегодня обучается 160 ребят возрастом от 10 до 18 лет. И когда мы побывали в этом учебном заведении, стало ясно, что дорога в балет -- это не просто тяжелая работа, а по-настоящему адский труд.

Самое первое, что бросается в глаза, это то, насколько дети здесь воспитанные. Здесь, в отличие от обычных школ, ученики не носятся по коридорам, не ругаются и не кричат. А при виде незнакомых людей, даже на переменах, ученики встают, чтобы поздороваться. Дети разговаривают не как дети, а как интеллигентные, образованные взрослые люди – сказывается жесткая дисциплина училища.

К столь суровым условиям детей «приговаривают» родители. Они, видимо, надеются, что ребенок станет звездой балета. Поскольку большинство попавших сюда детишек - это те, кого сюда привели родители, многие даже не понимают, чем тут придется заниматься.

- В своих сочинениях на тему «Кем ты хочешь стать?» дети пишут, что мечтают стать милиционером или пожарным. Был случай, когда ребенок подошел и спросил: «А когда у нас будет хор? Училище-то ведь хореографическое! - рассказывает Екатерина Белых, заместитель директора по воспитательной работе.

Жесткий отбор

Но даже из тех, кто сознательно мечтает связать свою жизнь с танцем, лишь десятки получают вожделенный диплом. Дело даже не в отсутствии учебных успехов, а в физиологических особенностях. По причине профнепригодности ежегодно отсеивается до 30 процентов учеников.

- Когда дети маленькие, они почти все одинаковые. Но в период полового созревания кто-то полнеет, у кого-то кости становятся шире и, следовательно, профессионально заниматься балетом они уже не смогут. В таких случаях учеников отчисляем. Конечно, им обидно, родители пытаются договориться с руководством о том, чтоб их детей оставили, но это невозможно, - говорит Екатерина Белых.

Ну, а те, у кого конституция тела позволяет остаться в балете, рискуют потерять здоровье. Для балерин болезни костной и мышечной систем - это обыденное явление.

- У меня от перенагрузок воспалилось сухожилие. И как его ни лечи, ничего не помогает. Приходится терпеть. Мне совестно отдыхать, когда остальные ученики занимаются в полную силу, я терплю и работаю, - рассказывает ученица Татьяна Медведева.

Некоторые ученицы делают специальные опасные упражнения для того, чтобы на ногах был специфический подъем, то есть «шишка» на внешней стороне стопы, которая очень красиво смотрится в пуантах. Такого даже не требуют педагоги, это занятие для самых самоотверженных. Кроме адских нагрузок, многие дети вынуждены изнурять себя диетами.

- Мне сейчас нужно худеть, и на обед я ем только бульон. Иногда, если очень хочется чего-то вкусненького, например, пирожное, то позволяю себе. Но потом приходится отказываться от ужина, - говорит ученица Кристина Хохрякова.

Единственный выходной

Преподаватели в училище очень суровые и требовательные. На занятиях в балетном зале девушка, на мой взгляд, идеально запрыгнула на плечо к партнеру. Однако преподаватель строго отчитал ученицу: «Почему садишься как кухарка?! Ты должна садиться как королева!» Пуанты, на которых так изящно и красиво передвигаются балерины, потом «мстят» мозолями. Кстати, пуанты -- это очень затратная вещь. Стоят они примерно от одной тысячи рублей, но иногда одной пары хватает всего на одно занятие.

Взрослые ученики работают и по 12 часов в сутки, что очень тяжело и физически и психологически. Тем более, училище работает 6 дней в неделю, и на личную жизнь у ребят времени нет вообще. В единственный выходной ученики просто отсыпаются. Но даже этот единственный выходной моментально сказывается на форме – мышцы сразу же «не те». Если взрослым детям как-то проще, то маленьким особенно тяжело. Они хотят играть, на что, естественно, нет времени. А тем, кто приехал учиться из районов, и живут без родителей в общежитии училища, еще хуже.

- Одна девочка так нервничала, что постоянно грызла ногти в кровь. Мы понимали, что ей тяжело, и убедили родителей забрать ребенка. Еще один мальчик недавно просто подошел и обнял меня – ему не хватает родительского внимания, - делает вывод Екатерина Белых.

Кроме тяжелых нагрузок, детям еще и нужно хорошо учиться - за любую неуспеваемость, в том числе и по общеобразовательным предметам, сразу же отчисляют. Одним словом, училище хоть и дает железную дисциплину и воспитание, взамен отнимает почти все время и здоровье и не дает никакой гарантии, что ребенок станет звездой балета.

Ирина Ревенская, «Номер один».

Социальные комментарии Cackle
^