23.05.2012
Две трети школьников Бурятии не захотели изучать религию в школе
В школах Бурятии с 1 сентября начнут обучать «Основам религиозных культур и светской этики». В отличие от других регионов наши дети и их родители отнюдь не спешат озадачиваться конкретной религией или вероисповеданием. Пока в Бурятии дети более «светские», чем во всех других регионах России.

Скандальный курс «Основы религиозных культур и светской этики» затевался властью и религиозными деятелями как противопоставление всему аморальному, что несется с экранов телевидения, из Интернета и с улицы. Решили, что самостоятельно семья и дети с проблемой духовности отдельных личностей не справляются. Поэтому культовым заповедям отдельных религий, а также их истории решили обучать в школе. Богословы, педагоги и остальные любопытствующие погрузились на пару лет в путаный диалог – оно современным школьникам вообще надо?

В конце концов, решено было – про Бога (в разных  вариантах, по выбору) ребенку лучше объяснить заранее, авось проникнется духовным началом, вопреки валу альтернативной информации из других источников. В результате, во всех регионах России с 1 сентября появится новый предмет.  

В Бурятии «Основы...» будут изучаться в 402 школах республики. Всего с ним начнут знакомиться  почти 12 тысяч четвероклассников. Уже в марте-апреле минобраз Бурятии объяснял по всем школам родителям нынешних третьеклассников, что за чудный предмет им предстоит пройти вместе с детьми.  Преподаванию этому предмету обучают 570 учителей в БГУ и в БИПКРО. Также к процессу подготовки педагогов призваны религиозные организации. В общем, минобраз Бурятии в плановом режиме готовится к нововведению. Закуплены учебники и другая методическая литература на 2,5 миллиона рублей. Они прибудут в школы в июле-августе.

Между тем стали известны первые результаты предпочтений школьников в том, какую религию они согласны изучать. И данные мониторинга заметно отличаются от некоторых регионов России, где похожие цифры также обнародованы. Итак, на апрель месяц 2012 года «Основы православной культуры» выбрали 6,15 процента учащихся. «Основы буддистской культуры» -- 8,33 процента. Чуть меньше трети опрошенных дипломатично выбрали «Основы мировых религиозных культур».  Один школьник собрался изучать «иудейскую культуру»  и три ученика -- «исламскую». Опрос продолжается. Остальные – а это почти 60% -- изучать религии в каком бы то ни было виде отказались, выбрав «Основы светской этики».

Цифры в некотором роде сенсационные в части выборов детей конкретных религий. Вернее, фактического отказа от принадлежности к ним. Для сравнения: например, в Приморском крае «Основы православия» выбрали 62 процента учащихся. В Нижегородской и Саратовских областях тоже «православие» будут учить 65 процентов.

Вот как прокомментировал цифры по Бурятии министр образования и науки республики Алдар Даминов: «Это осторожность «первого года» для родителей и учеников в новой для себя области образования. Мы прогнозируем, что с будущего года картина по выбору будет более объективной. Но, подчеркну, это сугубо добровольный выбор. Сами ребята выбирали, какую из основ религий им нравится изучать».

Еще одним поводом для осторожности в выборе религии для изучения, возможно, стала корректная удаленность местной власти от религиозных дел. В силу многонациональности и наличия разных конфессий в Бурятии нет однозначного информационного или административного давления как на общественность, так и на школы. В результате школьники и родители в плане выбора предоставлены сами себе. И только в силу семейных традиций и верований решают, чему должен учиться их ребенок. И, как оказалось, подавляющее большинство родителей совершенно нерелигиозное.

Виктор Золотарев, «Номер один».
Социальные комментарии Cackle
^