25.07.2012
Конкуренция аэропортов Иркутска и Улан-Удэ обостряется

Новый губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко, ранее работавший в транспортной сфере, стремится повысить роль Иркутска в авиаперевозках. На прошлой неделе глава соседнего региона сделал серьезное заявление – регион при поддержке крупного государственного банка намерен активно развивать авиационный узел на базе Иркутска. 

Грядет небесный передел  

Как сообщил Сергей Ерощенко, «ВЭБ Капитал» готовит Концепцию по развитию Сибирского авиационного узла с предполагаемым центром именно в Иркутске. К заявлению губернатора стоит отнестись с вниманием. Ряд лет в области очень быстро менялись губернаторы (в основном ими становились приезжие), в элите региона царил разброд, и на всякие заявления можно было не обращать большого внимания. При отсутствии единства у соседей Бурятия получила неплохую фору – у нас и турзона развивается гораздо активнее, и наш аэропорт начал отвоевывать позиции.

Но сейчас новый губернатор – из местных, а иркутская элита вполне консолидировалась. Непонятное время губернаторов Есиповского, Мезенцева ушло. В свете этого надо ждать целеустремленных шагов.

Между Иркутском и Улан-Удэ начинает вырисовываться «воздушная битва» за авиаобслуживание пассажиров. Не исключено, что нашим соседям удастся получить статус центра Сибирского авиационного узла и «посадить» большинство внутрироссийских и международных рейсов у себя.

Тянуть туристов на себя

В том числе это коснется российских и иностранных туристов, едущих на Байкал. Будет основной поток ехать на Байкал через Иркутск или Улан-Удэ? Вот в чем вопрос. В худшем варианте до бурятской турзоны «Байкальская гавань» туристы доберутся, уже оставив часть денег в транзитном Иркутске и на острове Ольхон. А, возможно, и не доберутся вовсе. К тому же в сегменте международных полетов Бурятия окажется вообще разделенной между аэропортами Иркутска и Улан-Батора. В главную монгольскую «воздушную гавань» международных рейсов «причаливает» немало.

Намерена ли Бурятия оторвать свой кусок неба? Ведет ли республика работу по повышению своего статуса в Концепции, разрабатываемой «ВЭБ Капиталом»? Как оказалось, у нас про эту Концепцию, кажется, никто ничего не знает.

«Я ничего сказать не могу по этому вопросу», -- отметил Алексей Кисилев, начальник отдела воздушного транспорта минтранса Бурятии. Однако он напомнил, что предыдущие проекты федеральных властей по развитию авиационных узлов завершились довольно плачевно.

Хаб - дело не простое

В 2006 году Минтранс страны определил 8 перспективных точек, где государство хотело поддерживать создание хабов – крупных пересадочных узлов. Это три московских аэропорта и 5 региональных. Ни Иркутска, ни Улан-Удэ в этих списках не было.

- Иркутск в этой сфере никогда не рассматривался... И есть печальный опыт красноярского хаба, хотя это не совсем хаб. Вы помните, чем в 2008 году это закончилось? Крахом авиакомпаний союза перевозчиков «Эйр Юнион», на базе которого должен был создаваться хаб. Крах был существенный, люди даже самоубийством жизнь кончали, -- говорит Алексей Кисилев.

В минтрансе Бурятии вообще не видят перспектив для создания полноценных хабов не то что в Сибири, но и в России в целом.

- Самостоятельно, без господдержки хаб может быть создан только при пассажиропотоке свыше 27 млн человек в год. В России на сегодня перспективами организовать самостоятельный хаб обладает лишь «Домодедово» с 25 млн пассажиров в год, -- заметили минтрансе Бурятии.

План Путину

Таким образом, настоящих хабов в Сибири не будет. Скорее, надо вести речь о точках пересадки, этаких «почти хабах», создаваемых при поддержке государства. В свое время аэропорт «Байкал» вошел в перечень федеральных аэропортов. Сейчас среди них, очевидно, хотят выделить удобные центры пересадок и стыковок.

В связи с этим что такое Сибирский авиационный узел, концепцию которого разрабатывает «ВЭБ Капитал», не очень понятно, но цель Иркутска ясна – официально получить статус центра пересадок. А хаб это или не хаб, название иркутянам не очень важно…

Шанс республики обогнать Иркутск в организации у себя такого центра авиационных пересадок состоит в «Госкорпорации по развитию Сибири и Дальнего Востока». Путин хочет сделать жизнь сибиряков удобнее? Окей!

Давайте выдвинем ему свой план. В Сибири должно быть два удобных людям центра пересадок: Новосибирск и Улан-Удэ. В Красноярске ничего создавать не надо. Там можно легко пересесть с рейса на рейс в недальнем Новосибирске. У Байкала же надо учитывать общие интересы макрорегиона.

Ясно, что читинцы гораздо легче, быстрее доберутся до точки пересадки в Улан-Удэ, чем где-то еще. Туристам, которые летят на отдых в байкальские турзоны, тоже выгодно садиться в аэропорту Улан-Удэ. Потому что в основном отдыхающие будут ехать в более мощную (из-за природных условий побережья) бурятскую турзону. Так что жители Бурятии, Забайкальского края и туристы нуждаются в пересадках в Улан-Удэ.

Выгодные метеоусловия, возможности развития аэропорта «Байкал» всем известны… Сделать центр пересадок Байкальского региона в Иркутске – это значит плюнуть на логику, географию, климат, справедливость, интересы миллионов людей и потворствовать иркутскому экономическому эгоизму.

Начать же борьбу за создание в столице республики пересадочного центра можно с самого простого – узнать, в конце концов, что за Концепцию разрабатывают «ВЭБ Капитал» и Иркутская область.

Петр Санжиев, «Номер один».

Социальные комментарии Cackle
^