26.07.2012
При этом количество вузов сократят, а систему сдачи ЕГЭ усовершенствуют

Премьер-министр России Дмитрий Медведев 25 июля обсудил с членами своего «Открытого правительства» новый федеральный закон «Об образовании» и государственную программу «Развитие образования на период с 2013 по 2020 год».

Проект закона, разработанный при прежнем министре образования Андрее Фурсенко, педагогическая общественность критиковала все прошедшие два года. Документ, например, предполагал сократить количество часов на русский язык и литературу, а старшеклассникам дать возможность выбирать предметы для изучения.

После поправок, которые несколько месяцев можно было внести через обсуждение, доработанный проект закона вносят в Государственную думу.

Выслушав членов «Открытого правительства», премьер-министр сделал ряд программных заявлений, которые, видимо, и будут определять работу системы образования в России в ближайшие годы.

- Образование касается всех, все считают себя специалистами в области образования, ну разве что еще медицина является такой же сферой, где все люди во всем разбираются, - пошутил Медведев. - Но рано или поздно все заканчивается, надо ставить точку.

По мнению премьера, закон готов к тому, чтобы его отправлять для дальнейшей работы в Государственную Думу. Там, по его словам, разгорятся жесткие дискуссии. Но в принципиальных моментах согласие всех фракций уже есть.

- Общее количество высших учебных заведений в нашей стране превосходит все разумные рамки. Куда нам до Советского Союза, в котором было 300 миллионов человек и 600 высших учебных заведений? Карфаген должен быть разрушен, а значительная часть вузов, которая не отвечает современным критериям, должна быть реорганизована, а в конечном счете закрыта. Это мое абсолютное глубочайшее убеждение, - заявил глава правительства России.

- В этом году у меня мой сын сдавал ЕГЭ, - поделился Медведев. -  У меня тоже изменилось к этому отношение, оно стало менее однозначным, потому что, когда это пропускаешь через себя и видишь все недостатки и прорехи той или иной системы... Для меня абсолютно очевидно, что ЕГЭ должен совершенствоваться, и внедрение в него новых компонентов, на мой взгляд, абсолютно неизбежно.

Премьер отметил, что будут внедрены элементы устного экзамена по гуманитарным предметам. Как это было при старой системе. ЕГЭ через несколько лет станет представлять «сложный набор тестов, с одной стороны, и устных испытаний – с другой стороны».

Медведев привал нещадно бороться со списыванием и плагиатом в среде студентов и преподавателей. И наказывать рублем, так как списывание понижает ценность диплома того или иного вуза. Правда, в какой форме это будет сделано, кто будет определять сам факт списывания или плагиата, премьер не сообщи. Видимо, это предстоит решить профессиональному сообществу при подготовке закона «Об образовании» к первому чтению в Госдуме.

- Надо принимать и меры дисциплинарного воздействия, вплоть до увольнения студентов, аспирантов и преподавателей, которые уличены в соответствующих правонарушениях, - сказал Медведев.

Он подчеркнул, что это сложная модель, которая вызовет большое количество конфликтов.

- Но если мы все-таки хотим с этим бороться, на нее надо идти, - отметил глава кабинета министров.

Правительство России должно внести закон на рассмотрение в нижнюю палату парламента 26 июля.

Бурятия впереди России всей

В реформе и модернизации образования, в реализации национального проекта «Образование» (он нынче перерос в государственную программу) республика с 2005 года находится в числе лучших субъектов Федерации страны. Поэтому, если многие положения нового закона будут внедряться постепенно, Бурятия наверняка станет пилотным регионом.

- Мы находимся на лидирующих позициях в России по части введения инноваций в образовательном процессе, - пояснила «Номеру один» и.о. руководителя Комитета по образованию мэрии Улан-Удэ Ольга Пихеева. – Поэтому да, мы готовы стать стартовой площадкой.

Касаясь предложений Дмитрия Медведева, Ольга Пихеева подчеркнула, что тот же ЕГЭ – это «не догма».

- Поэтому обязательно нужно прислушиваться к мнению тех, кто его проводит, и сдает, - отметила она.

Опрошенные выпускники школ Бурятии пояснили, что для школьников из регионов ЕГЭ – это реальный шанс поступить в иногородние, престижные вузы.

- Я бы ничего в ЕГЭ менять не стал, - выразил общее мнение выпускник Заиграевской средней школы №1 Максим Селезнев. – Очень удобно, что после сдачи ты подаешь просто документы в вузы и не приезжаешь потом на личные экзамены. Я смог подать документы в Улан-Удэ и Иркутск. Теперь просто жду результата.

Что касается самой подготовки и процедуры сдачи выпускных экзаменов, Максим уверен, что натаскивания у них в 11-м классе не было.

- Осваивали стандартную программу, иногда готовились к тестам дополнительно, - сказал он. – Все же любой экзамен – это волнение.

Большинство опрошенных абитуриентов также сошлись во мнении, что списывание – это дело каждого. Наказывать за него не надо, так как «каждый учится для себя».

Раиса Пшеничникова, ректор ВСГАКИ прокомментировала «Номеру один» предложение Дмитрия Медведева сократить число вузов.

- Проблему надо решать. Но делать это стоит очень осторожно, следует провести большую аналитическую работу по оценке эффективности вузов, чтобы не наломать дров, - сказала она. – Зачем, например, надо было открывать столько частных высших учебных заведений? Считаю, что государственные вузы можно и нужно реформировать, но крайне осторожно. Надо понять, что в России есть разные регионы, с разным экономическим потенциалом, и им нужны вузы разных категорий.

Константин Гетманский для "Номер один"
Социальные комментарии Cackle
^